Основные показатели
- Кроха уже узнает членов семьи, становится очень эмоциональным.
Стоит наклониться над кроваткой и заговорить с ним, как он вскидывает навстречу ручки, размахивает ими, поднимает ножки, улыбается, голосом пытается выразить радость от общения.
Это так называемый комплекс оживления, он возникает при виде маминой груди и бутылочки с молоком, после еды, купания, в ответ на пение и звучание музыки. - Малыш уже хорошо держит голову в вертикальном положении, поворачивается со спины на бок, в положении на животе поднимает голову. Двигает плечиками, становится очень подвижен. Система терморегуляции несовершенна — младенец легко мерзнет и перегревается.
- Ребенок уже пристально вглядывается в лица, делает попытку рассмотреть вложенную в его руку игрушку. Следя за игрушкой, поворачивает голову. Он гулит, дольше тянет гласные звуки.
2 месяца
3,6-4,8 кг
51,7-55,6 см
35,4-37,7 см
33,0-39,0 см
2 месяца
3,9-5,1 кг
52,8-56,7 см
36,1-38,4 см
33,3-40,2 см
Физическое развитие ребенка по месяцам до года
Физическое развитие – это динамический процесс роста, включающий в себя такие показатели: масса тела, рост, окружность головки и грудной клетки.
Возраст | Прибавка в весе (г) | Прибавка роста (см) | Увеличение объема головы (см) | Увеличение объема грудной клетки (см) |
1 месяц | 600 | 3 | 1,5 | 2 |
2 месяца | 800 | 3 | 1,5 | 2 |
3 месяца | 800 | 3 | 1,5 | 2 |
4 месяца | 750 | 2,5 | 1,5 | 2 |
5 месяцев | 700 | 2,5 | 1,5 | 2 |
6 месяцев | 650 | 2,5 | 1,5 | 2 |
7 месяцев | 600 | 2 | 0,5 | 0,5 |
8 месяцев | 550 | 2 | 0,5 | 0,5 |
9 месяцев | 500 | 2 | 0,5 | 0,5 |
10 месяцев | 450 | 1-1,5 | 0,5 | 0,5 |
11 месяцев | 400 | 1-1,5 | 0,5 | 0,5 |
12 месяцев | 350 | 1-1,5 | 0,5 | 0,5 |
Конечно, эти показатели могут немного колебаться в большую или меньшую сторону, но значительные отклонения должны насторожить: возможно, это первые признаки патологических состояний.
Подробнее о нормах набора веса по месяцам для девочек.
К критериям оценивания психомоторного развития относятся моторика, статика (способность фиксировать и удерживать определенные части тела в нужном положении), рефлекторная деятельность.
1 месяц | Малыш спит большую часть суток. Все его движения еще неосознанные и хаотичные. Ребенок реагирует на шум и другие громкие раздражители, улыбается (но улыбка еще тоже неосознанная), может фиксировать взгляд на игрушках и лицах людей. У крохи хорошо развиты рефлексы: он хватает предметы и пальцы родителей, открывает ротик в поисках груди при касании к щеке. |
2 месяца | Режим бодрствования немного увеличивается, малыш уже следит за яркими погремушками, поворачивает голову на звук. Лежа на животике, приподнимает голову, но быстро устает и опускает ее обратно. |
3 месяца | Малыш уже знает свою маму, хорошо удерживает головку. Кроха улыбается и смеется, если с ним разговаривать. Появляются интересы к игрушкам погремушкам. Малыш активно двигает ногами и руками, когда радуется чему-либо. |
4 месяца | Ребенок уже отлично знает маму и папу, поэтому при виде незнакомцев начинает нервничать и плакать. Осознанно хватает погремушки, тащит все в ротик, хорошо удерживает голову, когда лежит на животе. |
5 месяцев | В данном возрасте ребеночек уже самостоятельно способен держать бутылочку. Появляются первые попытки сидеть: если взять кроху за ручки, он поднимает голову и шею, пытаясь подтянуться. Ребенок способен поворачиваться со спинки на животик, пытается ползать. |
6 месяцев | Полугодовалые малыши активно стремятся сидеть и ползать, кидают мячик, перекладывают игрушки из одной корзинки в другую. Ребенок радуется, когда его одевают для прогулки, а также поворачивает головку, если слышит свое имя. В этом возрасте могут начать прорезываться первые зубки. |
7 месяцев | Кроха учится сам принимать положение сидя. Купание доставляет радость и родителям, и ребенку, ведь он уже активно плещет водичкой. Малютка уже хорошо ползает, может поделиться игрушками, если его об этом попросить, понимает, что такое «можно» и «нельзя». |
8 месяцев | Ребенок уже активно изучает окружающие его предметы, умеет открывать шкафчики и ящики, может показать пальчиком, где лежит его игрушка и так далее. Малыш с интересом наблюдает за машинами, животными, смотрит в телевизор или монитор компьютера. |
9 месяцев | Ребенок с интересом листает книги и рассматривает картинки, стучит игрушками, пытается складывать пирамидки и кубики. Кроха уже машет «пока», хлопает в ладошки. Появляются попытки стоять, держать за мебель или руки мамы. |
10 месяцев | Малыш может показать, где у него или у родителей носик, ротик, ушки, глазки. Ребенок уже топает ножками, держась за руки с мамой или папой, пытается делать самостоятельные шаги. |
11 месяцев | Кроха уже умеет пить из бутылочки или чашечки, во время кормления пытается хватать ложку. Некоторые детки в данном возрасте могут стоять без поддержки, и даже немного ходить. Ребенок показывает, что хочет взять, просит игрушки и прочие предметы. |
12 месяцев | Кроха стоит и присаживается на корточки, понимает фразы «подойди сюда», «отдай», «кушай» и так далее. Появляются проявления характера: ребенок может отказаться от невкусной еды, капризничает, если ему что-то не разрешили. |
Не забывайте, что все дети развиваются индивидуально, все показатели относительные. Если кроха в полгода еще не сидит, это вовсе не значит, что есть отставания в развитии. Стоит подождать неделю-другую, и у него все получится.
Многие родители считают, что речь их малыша начинает развиваться с произношения первых слов. Но это неверное предположение, ведь с самого рождения ребенок учится произносить разнообразные звуки, постепенно развивая свои речевые способности.
1-2 месяца | В этом возрасте все свои эмоции (голод, колики, одиночество) кроха выражает лишь плачем. Причем в 2 месяца малютка плачет «по-разному» когда хочет кушать или просто на ручки к маме. |
3-4 месяца | Ребенок уже пищит и издает новые интересные звуки: «агу», «гага», «аге», «ги». |
5-7 месяцев | Кроха начинает лепетать, произнося первые слоги «ба», «ма», «па». |
8-10 месяцев | Ребенок уже может неосознанно соединять отдельные слоги, пытается повторять звуки за мамой или папой. К концу десятого месяца возможно произношение простых слов: «баба», «мама», «кака». |
11-12 месяцев | Кроха активно учится произносить все больше слогов и простых слов. На вопрос «как говорит кошечка (мышка, лягушка и другие)?» малыш отвечает «мяу» («пи-пи-пи», «ква-ква»). |
Помните, что самостоятельно кроха не научится разговаривать. Поэтому проводите больше времени со своими детками, постоянно с ними общаясь. И тогда вы не перестанете удивляться, как быстро развивается и радует вас малыш!
Наталья Король, педиатр, специально для Mirmam.pro
Полезное видео
Воспитание и уход
Поскольку мышцы спины у ребенка еще слабы, старайтесь меньше использовать вертикальные переноски и авто-кресла. Разумеется, при походе в поликлинику или во время автопутешествия они необходимы, но пользоваться ими постоянно не надо. Это может привести к искривлению позвоночника малыша.
Делайте малышу легкий массаж, он стимулирует развитие крохи. Начните с нескольких минут, затем увеличьте продолжительность. Во время массажа не делайте резких движений, не повышайте голос, руки должны быть теплыми, ногти — короткими. Больше о том, как правильно делать массаж, читайте здесь.
Режим дня
В среднем количество кормлений остается прежним. Периоды бодрствования после кормления составляют 1–1,5 часа. Сон после бодрствования продолжается, как правило, 2–2,5 часа. Днем малыш спит 4 раза. Ночной сон длится 11 часов.
Некоторые дети часто просыпаются ночью. Пока это нормально: у ребенка не установился правильный ритм сна и бодрствования. Поэтому ваша главная задача на данном этапе — отработать ритуалы засыпания перед длительным отходом ко сну (купание, колыбельная, нежные поглаживания).
Игры и забавы
Ваш малыш с каждым днем становится все сильнее и активнее, поэтому привыкайте к основным правилам детской безопасности:
- не оставляйте ребенка одного без присмотра на пеленальном столике
- даже отворачиваясь, всегда придерживайте малыша рукой
- если вы пользуетесь пустышкой, никогда не надевайте цепочку или ленточку с соской на шею крохе
Все больше времени уделяйте совместным играм, попробуйте заняться музыкальным развитием. Возьмите колокольчик, дудочку, барабан. Ручкой малыша покачайте медленно колокольчик, комментируя: «Смотри, это — колокольчик, он красиво звенит». Занимайтесь 1–2 раза в неделю не более 10 минут.
Больше информации об уходе и развитии ребенка до года вы можете прочитать здесь.