18.12.2019     0
 

Коррекция отклоняющегося развития


Отчего возникает дизартрия?

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.
Токсикоз при беременности
Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Половое развитие подростков

Меняются не только внешние черты, изменения касаются и психологического состояния детей. За них ответственны половые гормоны, которые есть в любом взрослом организме: у мужчин – тестостероны, у женщин – эстрогены. Половое созревание сейчас происходит намного раньше, чем это было лет сто назад. Сейчас девочки «взрослеют» в возрасте 10-13 лет, а мальчики двумя годами позже.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении – она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.
Ребенок с дизартрией
Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание – это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Предлагаем ознакомиться:  Синдром двигательных нарушений у новорожденных и детей

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Задержка пубертата

Зачастую причиной задержки полового созревания является плохая наследственность. Запоздалый пубертат у подростка диагностируется, если такая особенность была у одного из его родителей. Рассматривая все возможные причины задержки полового развития, эта наследственная предрасположенность берет на себя львиную часть доли – 85%.

Нередки случаи, когда виновником задержки полового созревания является неправильное, а именно неполноценное питание. Недостаток важнейших микро- и макроэлементов приводит к тому, что нужные гормоны не могут получить стимула для выработки. Получить эти вещества организм может только вместе с пищей, а значит следить за питанием в подростковом возрасте – первоочередная задача.

Неправильное питание
Неправильное питание приводит к дефициту необходимых веществ и задержке развития

Силы организма иссякают как при несбалансированном питании, так и при профессиональном занятии спортом. Оба эти фактора негативно отражаются на развитии первичных и вторичных половых признаков у мальчиков. В случае с девушками мы видим противоположную картину: чрезмерное употребление пищи приводит к ожирению, которое, в свою очередь, ведет к прогрессированию полового созревания, оно наступает раньше положенного срока. Последнее связано с чрезмерным накоплением эстрогенов в жировой ткани.

Физиология

Секреция половых стероидов повышается, что является первопричиной начала процесса пубертата. На это влияют две физиологические реакции, которые происходят в детском организме. Под первой реакцией подразумевается увеличение количества воспроизводимых и выделяемых надпочечниками андрогенов. Происходит этот процесс в возрасте от 12 до 14 лет. В младшем возрасте процент андрогенов очень маленький, а при начале пубертатного периода он резко возрастает.

Как только в организме накапливается необходимое количество андрогенов, они приводят в действие вторую реакцию. Она является самой важной и является ответственной за становление и формирование органов половой системы – и внешних, и внутренних. Данная реакция приходится на возраст от 14 до 17 лет. Гипофиз начинает активно продуцировать гонадотропные гормоны, в ряду которых лютеинизирующий и фолликулостимулирующий гормоны, а также хорионический гонадотропин.

Говоря о возможных факторах задержки полового созревания, можно подчеркнуть – нехватка этих гормонов и будет ее первопричиной. Это касается и мальчиков, и девочек.

Подростковый период
В подростковый период организм переживает гормональную перестройку

Анатомия

Диагностировать задержку полового созревания у девочек и мальчиков можно по ряду признаков, среди которых медленное формирование костного скелета. Оно приводит к тому, что ребенок имеет более низкий рост по сравнению со сверстниками. Для постановки диагноза анализируется наследственный фактор и учитывается пол ребенка.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли принимать ангиовит при беременности

Получив информацию о слабом формировании половых функций у ребенка и приняв во внимание его низкий рост, проводится сбор сведений о наследственной предрасположенности. Более чем в половине случаев дается заключение о наличии аналогичной проблемы у одного из членов семьи.

Разбирая анатомические особенности детей с задержкой полового созревания, нельзя не сказать о заторможенном формировании мускулатуры и костного скелета у мальчиков. Они отстают по этим показателям от среднестатистических норм. У девочек налицо будет недоразвитие молочных желез и отсутствие менструации.

В мальчишеской анатомии наблюдается также недостаточный объем яичек. В этом возрасте он должен составлять более 4 мл. Среди дополнительных особенностей внешнего вида мальчиков с запоздалым пубертатным периодом перечислим следующие:

  • длинные руки и ноги;
  • высокая талия;
  • высокий тембр голоса;
  • жировая прослойка внизу живота;
  • непропорционально широкие бедра относительно плеч.
Мужская фигура
Узнать о задержке развития можно по внешнему виду мальчика и его фигуре

Внешние признаки отставания в развитии дополняются внутренними изменениями психологического характера. Среди прочих назовем замкнутость, трусливость, слабоволие и мелочность. В дополнение к вышеперечисленным симптомам дети, не вошедшие в пубертатный период, приобретают патологии сердца и сосудов, органов пищеварения, а также сбои в работе других органов.

Другие факторы

Дети, имеющие патологии центральной нервной системы, могут страдать запоздалым периодом полового созревания. К таким патологиям относятся опухоли гипоталамуса и гипофиза, тяжелые травмы головы, врожденные нарушения строения сосудов, родовая асфиксия, синдромы Лоренса-Муна-Бидля и Кальмана, а также аналогичные проблемы встречаются при имеющейся психосоциальной депривации.

Коррекция отклоняющегося развития

Задержка роста и полового развития наиболее часто наблюдается у детей:

  • больных анорексией на нервной почве;
  • с тяжелыми сердечными, легочными, почечными болезнями;
  • с патологиями желудочно-кишечного тракта;
  • с ожирением или худобой;
  • с хроническими инфекциями;
  • с недостаточностью надпочечников в первичной форме и с рядом иных заболеваний.
Анорексия
Больные анорексией часто страдают от задержки полового развития

Гипогонадизм в первичной стадии является широко распространенным при синдромах Нунан, Рейфенштейна, Тернера, Клайнфельтера, дисгенезии гонад разных видов, облучении тазовой области и прочих. Хирургическая процедура кастрации тоже входит в данный список факторов.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.
Предлагаем ознакомиться:  Нарушение сна у беременных: причины, видео, как бороться, лечение

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 – 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.
Сниженная мимика лица
Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Диагностика

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.
Логопедическое исследование – неотъемлемая часть диагностики

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Полноценная диагностика должна включать в себя разноплановые исследования, в ряду которых измерение массы тела и роста, пропорций тела и их соотношение, анализ сексуального развития по Таннеру, проверка умственных способностей, наличие или отсутствие стигм дисморфогенеза, а также обследование у офтальмолога.

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector