15.03.2020     0
 

Научить ребенка вставать на ножки


Необходимые стадии раннего развития

Среди разнообразной литературы по детскому развитию существуют комплексы упражнений, помогающие малышу укрепить мышцы спины и ног, чтобы своевременно научиться стоять, а затем и ходить. Безусловно, этому предшествуют следующие стадии раннего развития ребенка, подготавливающие его к самостоятельному вставанию:

  1. Примерно в три месяца младенец учится поднимать голову, лёжа на животе. Он с интересом осматривает окружающее пространство, кажущееся ему незнакомым с новой позиции.
  2. В четыре-пять месяцев ребенок начинает сам переворачиваться со спинки на живот.
  3. К полугоду дети делают попытки ползти и примерно к семи месяцам обучаются этому первому для них способу самостоятельного передвижения.
  4. В возрасте около восьми месяцев детский опорно-двигательный аппарат становится способным к поддерживанию вертикального положения тела.
  5. К девяти месяцам дети начинают ходить с опорой на твердую поверхность, а потом и за руку.
  6. Примерно к году малыш делает первый самостоятельный шаг.

На изображении ниже видно во сколько месяцев ребенок начинает стоять на ножках с опорой — в возрасте около 10 месяцев.

Дети отличаются друг от друга в силу индивидуальных особенностей телосложения и характера. Чаще встречаются любознательные карапузы, с интересом воспринимающие всё новое и старающиеся как можно быстрее применить свои двигательные навыки. Поэтому в норме дети начинают самостоятельно вставать на ноги около 8 месяцев и к 10 делают это вполне уверенно.

В целом, если видно, что дитя старается хвататься ручками за перекладину, бортик кровати, колени или сиденье дивана и подтягиваться — значит, пришло время для вставания.

В каком возрасте это происходит

С каждым месяцем ребенок не только растет и прибавляет в весе, он еще и развивается, учится новому, постигает окружающий мир.

Сначала малыш начинает держать головку, учится переворачиваться, держать игрушки в руках. Следующее значимое достижение — ребенок начинает сидеть, ползать и, наконец, стоять и ходить.

У родителей наверняка возникают вопросы: Когда уже малыш встанет и побежит. В каком возрасте его можно ставить на ножки?

Мнения разные. Есть сторонники, которые утверждают, что ребенку надо помогать и подталкивать в развитии. Можно присаживать, чтобы он научился быстрее сидеть, потом подталкивать или подпирать пяточки, чтобы раньше пополз. Также и ставить на ножки, чтобы стимулировать умение стоять и ходить.

Другие же утверждают, что не стоит торопить малыша, и развиваться он должен в своем индивидуальном ритме. Нет никакого смысла стимулировать и подталкивать детей к новым достижениям.

Что говорят врачи?

Детские врачи-ортопеды вам наверняка скажут, что ребенок должен встать не раньше 10 месяцев. Если малыша поставить на ножки в более раннем возрасте, то это может привести к серьезным проблемам с позвоночником. И, скорее всего, к их мнению надо прислушаться, ведь организм маленького человека крепнет постепенно, и для такого важного события, как вставание на ножки, позвоночник и тазобедренный сустав должны быть готовы.

К 9-10 месяцев малыш уже умеет уверенно сидеть и ползать. Мышцы постепенно укрепляются, крепнут и кости позвоночника. Если же слишком торопить события,то возможны негативные последствия. Раннее выставление ребенка на ножки может отразиться на позвоночнике, привести к его искривлению. Также нагрузка на еще неготовые стопы повлечет за собой развитие деформации стопы и возникновение плоскостопия.

Хотя все достаточно индивидуально. Как говорят, ребенок никому ничего не «должен», его развитие идет своим чередом, каждый делает новые достижения в свое время.

  1. Генетика. Без нее никуда. Наверняка вы смотрите на сына или дочку и отмечаете, на кого они похожи. У малыша мамины глазки, папины ушки, носик как у бабушки. Наследственность влияет не только на внешность человека, но и на его темперамент, структуру тела и скорость развития. Если папа встал уже в 7 месяцев, да и мама не сильно от него отстала и научилась подниматься в кроватке ближе к 8, то скорее всего их малыш примерно в то же время захочет подняться на ножки.
  2. Физиология. Хотя педиатры и разработали таблицу развития детей, однако они опирались на среднестатистические данные. Но каждый малыш индивидуален, и телосложение у всех разное. Так вот, карапуз с пухлыми щечками и большим весом встанет на ножки чуть позже подвижного и юркого «живчика». Дело в том, что тяжелый вес малыша будет слишком серьезной нагрузкой на неокрепший позвоночник и ставить на ножки раньше 9-10,а то и 11 месяцев нежелательно.
  3. Поэтапное развитие. Ребенок должен развиваться постепенно, и новому он учится постепенно, сначала осваивает один навык, потом переходит к развитию следующего. Все поэтапно. После рождения ребенок лежит горизонтально, потом начинает вертикально держать голову, затем переводит в вертикальное положение тело и начинает сидеть, ползать, и уже потом можно ставить его на ножки. «Вертикализация» должна идти постепенно.
  4. Принцип «зебры». То есть развитие ребенка идет с чередованием, интеллектуальные достижения сменяются физическими, потом опять интеллект берет инициативу. И так далее.
  5. Желание самого ребенка. Да, малыши еще не умеют выражать свои желания словами, однако их действия показывают то, что они не могут сказать. И если малыша поставить на ножки, а он на них не опирается, то, может, не стоит его торопить? Пусть сам захочет.
  6. Гипертонус. Нельзя путать желание ребенка встать на ножки с гипертонусом. Если у ребенка наблюдается эта проблема, то он не встает на всю стопу, а будет опираться на носочки и быстро уставать. Это не является показателем готовности встать на ноги. Будьте внимательнее!

Самая правильная подготовка к тому, чтобы ребенок встал без последствий – профилактический массаж или хотя бы несложные упражнения.

  1. Массажирование стоп ног малыша. В лежачем положении проводите по стопе от каждого пальчика к пяточке, слегка надавливая. Это еще и профилактика плоскостопия.
  2. Перекрестные подтягивания правого локотка к левой коленке и наоборот. Это также поможет развитию вестибулярного аппарата.
  3. Качельки. Лежа на спине, соединить малышу ручки и ножки, спинка у него округлится, покачивать на попке вперед-назад. Это упражнение укрепит мышцы спины и ребенок быстрее сядет, а потом и встанет.

Заключение

У каждого ребенка индивидуальный темп развития, один встанет уже в 5 месяцев, другой будет сидеть до 10. И все же учтите, что до 4 месяцев организм малыша еще не готов встать, поэтому нельзя до этого возраста пытаться ставить кроху на ножки.

Научить ребенка вставать на ножки

А ускорить темпы развития малыша может только соблюдение режима, питание грудным молоком и любовь родителей.

Часто родители начинают переживать: правильно ли развивается их малыш, когда он должен уверенно держать головку, переворачиваться, сидеть, когда ребенок становится на четвереньки и начинает ползать, а затем и ходить? Все эти вопросы правильные, так как есть определённые нормы развития, и серьёзные отклонения от них могут стать сигналом о какой-то проблеме. Однако не стоит переживать раньше времени. В некоторых случаях отклонения могут колебаться от одного до трёх месяцев, это совершенно нормально.

Обычно дети начинают учиться вставать на четвереньки с 6-7 месяцев. Малыш уже готов к этому, если он:

  • активно переворачивается с живота на спину и обратно;
  • поднимает туловище на вытянутых руках, иногда на одной;
  • ползает по-пластунски;
  • садится без опоры.

Но что делать, если он уже освоил эти умения, а дальше вроде бы развития нет? Есть несколько упражнений, как помочь ребенку встать на четвереньки. Если грудничок сам не проявляет инициативу, не стоит начинать это делать раньше 5-6 месяцев.

Как помочь ребёнку встать

В этом процессе родители выступают скорее наблюдателями, чем активными помощниками. Если сам малыш подтягивается и встаёт — значит, его мышцы уже готовы к этому процессу. Даже если он не достиг уже упомянутого восьмимесячного возраста, не стоит переживать. Не так уж важно, во сколько месяцев ребенок должен стоять на ножках с опорой. Если малыш встал, его уже не удастся заставить сидеть.

Когда это произошло, можно просто стараться обезопасить его движения, чтобы неожиданная травма или испуг не отвратили малыша от дальнейших свершений.

Когда кроха уже встал, можно слегка поддержать его за предплечья, поскольку даже сформированная мускулатура еще слишком слаба для длительного стояния. Это также предупредит возможное падение малыша.

В момент первого вставания опора на ручки является более важной, потому что мышцы рук уже научились поддерживать верхнюю часть туловища и являются более тренированными, чем ножные мышцы. Поэтому обязательно нужен предмет, за который кроха может держаться, пока стоит.

Сначала он крепко цепляется за него, не отпуская рук, но потом, осознавая свои силы, может начать исследовать пространство вокруг и перемещаться вдоль опоры маленькими шагами. Не следует препятствовать ему, но и не провоцировать ребенка сделать шаг тоже не стоит, если он к этому не готов.

В индивидуальном порядке идёт развитие малыша. В 2 месяца ребёнок умеет довольно много, хотя со способностями взрослого это не сравнится. Если грудничок не проявляет активности в какой-то области, ему можно помочь.

Для этого достаточно заниматься с ним дома:

  1. Самый простой расслабляющий массаж поможет малышу снять гипертонус мышц, а значит, позволит ему более активно двигаться.
  2. Мелкая моторика напрямую связана с речевым аппаратом. Крохе дают потрогать шарики из различных материалов, рассказывают ему об игрушках. Тогда малыш начнёт осознанней тянуться к ним и стараться подержать их подольше. В дальнейшем это поможет ему в формировании связной речи.
  3. Для развития слуха и зрения помогут колокольчик или погремушка на ниточке. Яркую игрушку подвешивают на расстоянии 40-50 см над лицом малыша и периодически звонят. Убедившись, что он услышал звук и зафиксировал предмет взглядом, перемещают колокольчик и снова гремят. Это упражнение не только поможет развить координацию, но и укрепит мышцы шеи.

Не менее важен в этот период распорядок дня, в том числе регулярные прогулки и воздушные ванны. Чем насыщеннее проходит день малыша, тем больше он узнаёт и тем быстрее развивается

Один из основных источников беспокойства для молодой мамы, когда ребёнку уже 2 месяца — что он должен уметь делать, нормы его развития. Здесь важно помнить, если ваш малыш не умет делать что-то из перечисленного выше в статье, не стоит паниковать, что он не соответствует норме. Ребёнок с лихвой сможет наверстать это немного позднее. Просто надо за ним понаблюдать и приложить усилия, помочь развить недостающие навыки.

Подготовка к упражнениям дома

В среднем малыши начинают самостоятельно стоять на ногах к 8-месячному возрасту. Сначала это попытки вставать рядом с опорой на колени, затем ребенок начинает приподниматься на одну ножку и наконец, держась за опору, кроха уверенно встает на обе ножки.

Когда малыш отпускает руки, то сразу же опускается на ягодицы. Он продолжает «тренироваться» — встает и опять падает – достаточно долго. Иногда он сразу начинает пытаться ходить вдоль опоры.

Первое время крохе весьма трудно удерживать свое тело в вертикальном положении. Он прилагает много усилий, чтобы держать равновесие и оставаться на двух ножках, поэтому большинство попыток заканчивается падением на ягодицы. Но присмотревшись, вы заметите, как радостно малышу осваивать новый навык и как интересно ему смотреть на все вокруг, приняв вертикальное положение.

Известный педиатр напоминает, что зачастую детки начинают стоять, придерживаясь за опору, в 7-9 месяцев, а без поддержки – в 9-12 месяцев. Некоторые полностью здоровые детки начинают стоять позже сверстников, например, если они очень спокойные или полненькие. Если врач говорит, что ребенок здоров, поводов для волнений быть не должно.

Нередко ребенок учится вставать, а как обратно сесть — не умеет. Кроха стоит, насколько может долго, а затем падает от усталости. Если же такого ребенка посадить, убрав ручки от опоры, малыш сразу забудет, что устал, и опять начнет тянуться к опоре и вставать. Через некоторое время ребенок научится осторожно опускаться из стоячего положения.

Научившемуся вставать и стоять ребенку родители часто задумываются купить ходунки. С этим приспособлением малыш может передвигаться, пока не научиться ходить. Главная цель использования ходунков – обеспечить малышу безопасную возможность перемещаться по квартире, освободив маму.

Комаровский не советует держать кроху в ходунках более 40 минут, так как уверен, что пребывание в них ничего полезного ребенку не дает, а идет даже во вред. Развитие ребенка должно происходить естественно. К тому же, во время ползания изучать мир для ребенка намного полезнее.

Карапузу, который учится стоять с опорой и без нее, требуется больше внимания, чем крохе, который еще не начал пробовать вставать. Так как многие малыши учатся вставать быстрее, чем понимают, как вернуться обратно в сидячее положение, то мамина помощь в этот период им очень нужна.

Вам следует помнить, что теперь ваш ребенок будет вставать практически в любом месте, поэтому вы должны быть крайне внимательны и контролировать все действия малыша, обеспечив ему максимальную безопасность. Опасными для встающего на ножки крохи могут быть углы шкафов и столов, дверки, скатерти и прочие предметы.

Если вашему малышу меньше года, он хорошо ползает и сидит, но стоять пока не научился, не нужно беспокоиться. Каждый ребенок развивается по собственному графику, а цель родителей – не мешать, но и не заставлять, а поддерживать все самостоятельные попытки ребенка осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения

Научившегося вставать малыша можно стимулировать почаще использовать этот навык и быстрее перейти к стоянию без опоры с помощью некоторых упражнений:

  • Предлагайте малышу вставать у опоры разной высоты. Когда он хорошо научится вставать, держась за опору на уровне его пояса, предложите «барьер» повыше – на уровне его груди.
  • Стоящему у опоры ребенку, который держится за нее руками, дайте интересную игрушку. Так вы вынудите кроху прислониться к опоре животом, а руками выполнять разные манипуляции с игрушкой.
  • Чтобы научить кроху садиться из положения стоя, тоже можно воспользоваться игрушкой. Положите ее на пол рядом со стоящим малышом и поддерживайте ребенка, пытающегося дотянуться до игрушки.
  • Поставьте ребенка у стеллажа, на полках которого разместите несколько игрушек на разной высоте. Малыш будет пытаться достать игрушку и начнет приподниматься вверх и отпускать одну руку.
  • Поставьте малыша у низкого стола, пусть он держится за этот стол. Вокруг крохи разложите на полу несколько игрушек и предложите ребенку поднять их все и положить на столик.
  • Положите между ногами малыша валик так, чтобы одна нога ребенка оказалась впереди, а вторая – сзади. Пусть кроха старается держать равновесие в этой позе.
  • Подвесьте рядом с опорой мяч, чтобы он был на уровне колен малыша. Ребенок будет стоять у опоры и стараться футболить этот мяч одной ногой, перенося вес тела на другу.
  • Можете также заниматься с крохой на балансировочной доске.

Для стимуляции вставания и стояния также рекомендуется детский массаж.

Свежее в разделе Развитие

В первую очередь родители должны быть убеждены, что их ребёнок развивается правильно. Чтобы это понять, необязательно сразу бежать к специалисту. Если малыш к шести месяцам умеет переворачиваться, активно интересуется окружающими предметами, тянется и берет игрушку, поднимается на вытянутых руках, пытается сесть, значит, он развивается нормально, и достаточно планового осмотра участкового педиатра.

Перед тем, как поставить ребенка на четвереньки, нужно укрепить мышцы спины, живота, шеи, рук и ног. Общеукрепляющая гимнастика и ЛФК в домашних условиях всегда имеют только положительный эффект. Это стимулирует развитие всех необходимых навыков, начиная с периода новорождённости.

Перед тем, как научить ребенка стоять на четвереньках, нужно подготовить не только его организм, но и место, где он будет это делать.

Ребенок на полу

Ребенок на полу

Для подготовки к ползанию в первую очередь нужно предоставить малышу свободное пространство. Кровать и стол для этого лучше не использовать. В первом случае на мягкой поверхности грудничку будет не очень удобно становиться на четвереньки, во втором – есть опасность падения, так как малыш уже достаточно активный. Манеж тоже для этого не подходит.

Идеальным вариантом считается нескользкая поверхность пола. Это или расстеленное жесткое покрывало, которое не будет комковаться, когда ребенок встает на четвереньки, или обыкновенный ковёр. Опасные предметы, до которых малыш сможет дотянуться, следует убрать.

Чтобы заинтересовать кроху, можно разложить рядом несколько ярких игрушек. Только не следует использовать слишком много, так как ребёнок растеряется и не сможет решить, какой именно отдать предпочтение.

В комнате не должно быть слишком жарко или холодно, а по полу гулять сквозняк. Оптимальная температура для занятий – 20-22 градуса. Если карапуз закалённый, можно использовать минимум одежды. Удобно ему будет и в тонком комбинезончике.

Совет. Идеальное время для занятий – первая половина дня, через час после еды и сна. Иногда малыш расположен к активности сразу после того, как просыпается после дневного сна. Главное – хорошее настроение крохи.

Возможные источники опасности

Итак, карапуз уже научился ползать, а родители изучили вещи, находящиеся на уровне его глаз, и постарались обезвредить острые углы, захлопывающиеся двери и провода, лежащие на полу. Сейчас, когда ребенок начинает стоять с опорой, самое время обеспечить ему «мягкую посадку», если неокрепшие ножки устанут поддерживать его в вертикальном положении.

Обычно ножки подкашиваются, и ребенок просто падает назад — иногда садясь на ягодицы, иногда — опрокидываясь. В такие моменты помогает подгузник, смягчающий удар по «пятой точке», и ковёр, не дающий больно стукнуться о пол.

Предлагаем ознакомиться:  Что дать ребенку от кашля

Встающему малышу важно уделять больше родительского внимания, поскольку, становясь более самостоятельным, он открывает себе дорогу в большой мир и не застрахован от его опасностей. Обязательно нужно следить за углами столов и острыми или хрупкими предметами, находящимися на них — ножи, чашки, мелкая бытовая техника.

Упражнения для стимулирования вставания

Существуют различные упражнения для укрепления мышц малыша, которые помогают ему удерживать вертикальное положение. С помощью этих упражнений несложно научить ребенка стоять без опоры:

  1. Если ребенок еще не стоит, то почувствовать опору в ногах ему может помочь фитбол. Нужно положить его животом на неплотно накачанный мяч, покачать так, чтобы ножки касались твердой поверхности и отталкивались от нее. Обязательно аккуратно придерживать малыша, чтобы он чувствовал поддержку маминых рук.
  2. Поднять любимую игрушку так, чтобы кроха мог дотянуться до нее, держась за прочную опору. Малыш начнет стремиться к ней, ища возможность подняться.
  3. Регулировать высоту опоры. Когда дитя уверенно научится стоять, опираясь на предмет на уровне пояса, нужно перемещать опору выше.
  4. Можно попробовать занять руки ребенка, стоящего у опоры, интересной игрушкой. Таким образом, он будет прислоняться к опоре не руками, а животом, а руки будут заняты.
  5. Чтобы ребенок научился садиться из положения стоя, рядом со стоящим малышом на пол кладется игрушка. Когда он проявит интерес к ней, нужно помочь аккуратно сесть рядом. Так он научится не падать, а мягко приземляться.
  6. Несколько игрушек кладутся на разной высоте. Так кроха будет стараться дотянуться то до одной, то до другой, тем самым освобождая то одну, то другую ручку.
  7. Пока малыш стоит у невысокой опоры, можно разложить несколько игрушек на полу. Крохе предлагается поднять их поочередно.
  8. Если положить незначительную преграду между правой или левой ногой крохи, чтобы они стояли не на одном уровне, то он научится держать равновесие и в таком положении. Это развивает чувство баланса.

Проводя такие упражнения регулярно, можно воочию убедиться, как это увлекательно и радостно, когда дети начинают стоять без опоры.

Упражнения для занятий

Чтобы понять, когда ребенок должен встать на четвереньки, нужно убедиться, что он умеет хорошо удерживать свой вес на вытянутых руках, сначала на двух, потом и на одной. Этому помогут следующие упражнения.

Упражнение 1

Малыша выкладывают на животик и держат над головой яркую игрушку. По мере того, как ребёнок пытается её ухватить, взрослый поднимает игрушку выше, подталкивая кроху поднять туловище и удерживать его одной рукой.

Упражнение 2

Чтобы малыш понял, как научиться стоять на четвереньках, можно помочь ему следующим образом. На подушку в форме валика или свёрнутое одеяло кладут младенца так, чтобы ручки и ножки свободно свисали. Малыш захочет вернуть равновесие и упрется конечностями о пол, тем самым встав на четвереньки.

Малыш на валике

Малыш на валике

Упражнение 3

Научить ребенка вставать на ножки

Для тренировки мышц рук, спины и пресса подходит упражнение «Тачка». Мама одной рукой обхватывает грудничка под животик, другой – приподнимает ножки. Малыш опирается при этом о поверхность пола на вытянутых руках. Затем мама слегка толкает его вперёд, побуждая делать шагательные движения руками.

Упражнение 4

Следующий простой приём поможет ребёнку научиться стоять на коленках. Сидя на полу, мама прижимает кроху спиной к себе в вертикальном положении. Другой рукой сгибает колени так, чтобы они касались пола. Затем постепенно опускает малыша, чтобы он оперся руками о пол и встал на четвереньки. Если грудничок выпрямляет ножки и ложится на животик, нужно начать всё сначала.

Упражнение 5

Последнее упражнение поможет ребенку научиться передвигать ногами, как при ползании. Для этого нужно взять высокую плотную подушку или другой предмет, на который можно было бы опереться. Младенца кладут так, чтобы верхняя часть туловища находилась на подушке, сам он опирался на коленки об пол. Затем взрослый плавно тянет подушку вперёд за противоположный край. Таким образом малыш вынужден переставлять ножки и ползти.

Как избежать ошибок

Бывает, что молодые родители торопят развитие своего чада, и как только малыш принял вертикальное положение, сажают его в ходунки, чтобы занять юного естествоиспытателя. Конечно, это неплохая возможность освободить руки, но не стоит забывать о том, что сорокаминутный срок — это максимальное время, которое ребенок должен проводить в ходунках, ведь это положение пока неестественно для его опорно-двигательной системы, и вставание должно чередоваться с сидением, чтобы дать отдохнуть неокрепшим мышцам.

В любом случае, чтобы научиться стоять сначала с опорой, а потом и без нее, а также начать ходить, малышу требуется не только физическая подготовка, но главное — родительская любовь и поддержка. Только с ее помощью он освоит все перечисленные навыки и будет готов к новым большим достижениям.

Многие родители интересуются, когда малыш должен начать сидеть, ползать и ходить. На самом деле, слово «должен» не совсем применимо по отношению к малышу до года.

Этовыобязаны усвоить: кроха начнет постигать новые навыки и умения, когда будет к ним готов. Понять и не упустить эти моменты — ваша обязанность!

Ведь каждый ребенок индивидуален: он может родиться как доношенным, так и недоношенным, иметь заболевания или врожденные патологии и пр. По этим причинам его физическое развитие иногда несколько запаздывает, а костно-мышечная система не готова к повышенным нагрузкам.

Следовательно, начинатьсажать ребенка,учить его ползать и ходить раньше времени — затея бесперспективнаяи вредная. Поскольку она может привести к печальным последствиям: неправильному развитию скелета в виде искривлений позвоночника, грудной клетки и пр. 

Конечно, слишком медлить тоже нельзя. Будет лучше, если ориентиром для вас станет календарь развития здорового ребенка. Однако, при возникновении явных отклонений от него, обращайтесь к педиатру.

Вторая ошибка

Многие родители полагают, что для усвоения навыков сидения необходимо помогать малышу: подкладывать опору под спинку. Например, подушку. Но этот распространенный подход ошибочный, поскольку спинке не нужна опора,а ребенок сядет, когда будет готов к этому.

Третья ошибка

Некоторые мамы и папы считают, что если малыш пропустит период ползания, ничего страшного не произойдет.

На самом деле «перепрыгивание» этого этапа ни к чему хорошему не приведет.Ведь мышцы рук, позвоночника и плечевого пояса не готовы к физическим нагрузкам, которые возрастают в разы при вертикальном положении тела. Кроме того, у ребенка на этом этапе нет уверенной координации в движениях.

Четвертая ошибка

Существует стереотип: родители полагают, что перед тем, как встать на ноги, ребенок должен натренировать руки для подтягивания и опоры.

На самом деле, ему намного больше нужны подготовленные бедра, сильные мышцы плечевого пояса и спины, поскольку он должен вставать, опираясь на мышцы ног, а неподтягиваясь на руках.

Самый верный знак, того, что ходить пока рано — если малыш, стоя на ногах с опорой, наступает на цыпочки. 

Поэтому если ваше чадо начинает вставать на ножки, но вы видите, что он пока еще не готов к ходьбе, не торопите природу: не держите его за руки и не пытайтесь помогать пойти, совершая первые прогулки по комнате.

Это будет ошибкой, поскольку такими действиями вынавредите крохе: нарушите нормальное развитие костно-мышечной системы и создадите условия для возникновения травм, за счет того, что тельце будет заваливаться назад или вперед при ходьбе.

Запомните!  Вы всегда должны ориентироваться на то, что малыш способен делать самостоятельно!

Если ребенок не встает на четвереньки

Подрастая, малыш стремится осваивать все новые пространства. И, конечно, нет смысла удерживать его в кроватке или манежике. Уже к 6-8 месяцам многие детки умеют отлично ползать и могут перемещаться по квартире с довольно высокой скоростью. Если ваш малыш пока не проявляет интереса к ползанью, ему можно немного помочь. Прежде всего, нужно узнать, как научить ребенка вставать на четвереньки.

Для чего это нужно?

Некоторые мамы считают, что учиться ползать необязательно. Действительно, некоторые детки обходятся без этого этапа развития, сразу вставая на ножки в возрасте 11-14 месяцев. Однако если ребенок пытается ползать, ему стоит помочь освоить эту науку .

Чем полезно ползание? Прежде всего, тем, что во время движения тренируются мышцы, развивается вестибулярный аппарат, ускоряется умственное и психическое развитие. Ведь появление способности передвигаться самостоятельно – это огромный прорыв, помогающий быстрее и качественнее познавать окружающий мир.

Многие дети самостоятельно учатся ползать, причем далеко не все для этого встают на четвереньки. Некоторые подтягиваются на руках, подтягивая затем прямые ножки, другие ползут по-пластунски , третьи пятятся попой вперед, время от времени оглядываясь для уточнения маршрута передвижения.

Какой бы способ передвижения ребенок не выбрал, нет особого смысла его переучивать. Доктор Комаровский считает, что, чем быстрее и ловчее малыш ползает, тем позже он начнет ходить, так как его вполне устраивает освоенный способ передвижения.

Но если в 6-7 месяцев здоровый ребенок не делает попыток начать передвигаться ползком, ему следует помочь, научив вставать на четвереньки. Этот навык пригодится ему не только для ползания, но и для того, чтобы быстрее научиться самостоятельно садиться, а затем и вставать.

Как помочь ребенку научиться вставать на четвереньки? Для этого нужно делать специальную гимнастику.

Упражнения

Гимнастикой нужно начинать заниматься с малышом с первых недель жизни. Упражнения, естественно, подбираются в зависимости от возраста малыша.

Нужно проследить, чтобы занятия были регулярными и исключительно позитивными. Поэтому если малыш не в духе или плохо себя чувствует, стоит отложить занятие на некоторое время. Перед занятием нужно проветрить комнату и проследить, чтобы в ней была комфортная температура, но не было сквозняков. Малыша лучше полностью раздеть, таким образом можно будет совместить гимнастику с закаливанием. Если же занятия проводятся в одежде, то нужно проследить, чтобы она не сковывала движений.

Для занятий потребуется ровная горизонтальная не прогибающаяся поверхность. Например, можно постелить на полу плед или разложит диван.

Первая тренировка направлена на то, чтобы ребенок научился, лежа на животе, удерживать опору на прямых руках. К полугоду большинство деток уже умеют приподнимать верхнюю часть тела, опираясь на руки, и даже могут отрывать одну руку от пола, чтобы взять игрушку. Для закрепления этого навыка необходимо уложить младенца на живот и подвесить интересную для него игрушку выше его головы.

Затем можно будет учить ребенка подтягивать ноги под животик, чтобы подняться на четвереньки. Для этого нужно положить под грудь и животик подушку так, чтобы руки и ноги были свободны, свисая по сторонам опоры. Чтобы обрести устойчивое положение, ребенку придется опереться на ладошки и колени, то есть встать на четвереньки.

Еще одно тренировочное занятие проводится так: ребенка укладывают на живот, взрослый подхватывает младенца правой рукой под грудку, а левой – побуждает ребенка сгибать ножки в коленях, подталкивая под пяточки. Удерживать малыша в положении на четвереньках несколько секунд, затем отпустить. Повторить несколько раз.

Если малышу не удается вставать на четвереньки, можно использовать такой прием:

  • берем ребенка на руки и прижимаем спинкой к себе, удерживая рукой под грудку;
  • второй рукой побуждаем встать на горизонтальную поверхность на колени;
  • потом аккуратно опускает тельце ребенка вперед, чтобы он оперся на руки. Удерживать его несколько секунд в таком положении, поддерживая под пяточки.

Итак, ползание – это достаточно важный этап в развитии малыша, поэтому если ему не удается освоить этот навык, ему нужно немного помочь. И, прежде всего, необходимо научить малыша подниматься на четвереньки. Это умение будет полезным, даже если малыш так и не научится ползать (бывают и такие дети и это совершено нормально). Ведь из положения на четвереньках легче научиться самостоятельно садиться и вставать.

У каждого малыша свои темпы развития, но бывают моменты, на которые следует обратить пристальное внимание. Если грудничок старше семи-восьми месяцев не делает никаких попыток к ползанию, стоит показать его специалисту. Иногда малыш в этом случае может быть абсолютно здоров, но родители сами не дают ему возможности научиться ползать.

Что может быть причиной незаинтересованности грудничка к ползанию:

  • Родители рано начали ставить ребёнка в ходунки.
  • Малыш много времени проводит в закрытом пространстве: кроватке, манеже, коляске.
  • Ребёнок стоит у опоры больше, чем делает попытки к ползанию.
  • Есть проблемы по части неврологии или опорно-двигательного аппарата.

Научить ребенка вставать на ножки

Некоторые родители не понимают важности этого этапа развития, считая, что он не обязательный. Это не так. Ползание постепенно готовит опорно-двигательный аппарат к более сильным нагрузкам, в частности, самостоятельному хождению.

Важно! Если миновать период ползания, в будущем могут возникнуть проблемы с развитием детского организма: осанкой, ступнями, искривлением позвоночника.

Поэтому нужно всячески поощрять ребёнка к ползанию. От таких «помощников», как ходунки и прыгунки, лучше совсем отказаться.

Малыш встает на четвереньки

Малыш встает на четвереньки

Итак, используя данные советы, учить малыша ползать можно легко и в игровой форме, чтобы не пропустить этот важный этап развития.

Физиологические изменения

К одиннадцатому месяцу жизни мышечная система малыша полностью окрепла. Он может вставать без поддержки и ходить. Со временем он отточит этот навык. Начинают появляться вторые резцы. Обычно у детей к этому возрасту вырастают четыре зуба. Не стоит переживать, если количество зубов меньше или их совсем нет. До года это нормальное явление.

Важны для правильного развития ребенка в 11 месяцев вес, рост и питание. В среднем малыши прибавляют за четыре недели около 400 г. Вырастают они примерно на 1,5 см. Не надо забывать, что темп у каждого свой и небольшие различия нестрашны.

Педиатры пользуются специальными таблицами, которые были составлены после изучения большого количества младенцев. Согласно показателям специалистов ВОЗ, нижняя норма веса мальчика — 7600 г, верхняя — 11700 г. Для девочек требования иные: минимальный вес — 6900 г, максимальный — 11200. Сильное превышение показателей чревато ожирением, которое явно неполезно в таком возрасте.

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,6 11,7
Вес девочек, кг 6,9 11,2
Рост мальчиков, см 69,9 79,2
Рост девочек, см 67,7 77,8
Окружность головы мальчиков, см 43,2 48,3
Окружность головы девочек, см 41,9 47,3
Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,6 11,2
Вес девочек, кг 8,3 10,5
Рост мальчиков, см 71,3 78,0
Рост девочек, см 70,1 76,5

Научить ребенка вставать на ножки

Рост тоже контролируется. У мальчиков нижняя граница — 69,9 см, а верхняя — 79,2 см. У девочек допустимы иные показатели. Минимальная граница — 67,7 см, максимальная — 77,8 см.

Рост и набор веса заметным темпом снижается. За девятый месяц показатель роста увеличивается на 1−1,5 см, а прибавка в весе составляет 0,45 — 0,50 кг (средний показатель). Объясняется это повышенной двигательной активностью ребёнка. В таком возрасте дети прибавляют примерно 6 кг к своему весу при рождении.

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,9 10,5
Вес девочек, кг 7,5 9,7
Рост мальчиков, см 68,2 75,1
Рост девочек, см 67,5 74,1
Окружность головы мальчиков, см 44,0 47,4
Окружность головы девочек, см 42,9 46,4
Окружность груди мальчиков, см 44,4 50,8
Окружность груди девочек, см 44,5 49,3
Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,1 11,0
Вес девочек, кг 6,5 10,5
Рост мальчиков, см 67,5 76,5
Рост девочек, см 65,3 75,0
Окружность головы мальчиков, см 42,5 47,5
Окружность головы девочек, см 41,2 46,5

Врачи оценивают развитие малыша в 9 месяцев, опираясь не только на нормы из специальных таблиц. Всё зависит от индивидуальных особенностей (строения тела, характера кормления, пола ребёнка и перенесённых заболеваний), поэтому набор веса может отличаться от установленных средних показателей.

У малышей к этому возрасту происходят следующие изменения:

  1. Укрепляются мышцы, и ребёнок становится физически более развит. Он может из позиции лёжа, полусидя или стоя самостоятельно садиться и в помощи уже, не нуждается. Такой навык у ребёнка в 9 месяцев должен быть обязательно, если малыш не может садиться, тогда на это стоит обратить внимание педиатра.
  2. Активно развиваются челюсти и сверху прорезываются боковые резцы. Поэтому желательно давать малышу, что-то жевать.
  3. Малыш уже может связать услышанные звуки с действиями. Например, услышанный шум воды в ванной комнате ему говорит о купании.
  4. Мимикой проявляются разные эмоции: восторг, расстройство, обида, радость.

До месячного возраста перестраивается кровеносная система ребенка. Активно снабжается кровью печень и мозг, иммунная система начинает вырабатывать иммуноглобулин. Почки уже работают во всю силу, но пока еще остаются незрелыми до полугода. Дыхательная система малыша выводит из организма углекислый газ.

В норме к концу месяца ребенок уже уверенно управляет руками. Он может поднести ладошку к лицу. Лежа на спине, делает попытки приподнять голову. Некоторые активные малыши пытаются осуществить это движения даже лежа на спине.

Меняются и органы чувств. К третьей неделе жизни малыш начинает придавать значение разным звукам. Он уже реагирует на речь мамы и папы, узнает их голоса среди чужих. В этот период малыш фокусирует взгляд на неподвижных объектах. К четвертой неделе жизни движения глазных яблок становятся координированными и плавными.

В 8 месяцев активность малыша достигает пика — он не дает родителям ни секунды спокойного времени в период бодрствования, а дневной сон сокращается до двух раз. Кроха с интересом познает мир, ползает, исследует все предметы, до которых может дотянуться, часто пробует их на вкус.

Однако следует помнить, что существует большой диапазон навыков, физических и психологических характеристик, сопровождающих развитие ребенка в 8 месяцев. Девочка и мальчик также проявляют их по-разному. Набор веса ожидаемо замедляется по мере увеличения физической активности. В среднем малыши набирают 500−600 грамм веса и вырастают на пару сантиметров.

Конечно, многое зависит от физиологических особенностей родителей. У высоких мамы и папы малыш может вырасти и на 5 сантиметров, а при наличии жирного молока у мамы — набрать 1 кг веса. Поэтому в таблицах роста и веса всегда указывают нижнюю и верхнюю границы нормы, на которые можно ориентироваться.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли беременным маринованные грибы
Показатели Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,5 10,0
Вес девочек, кг 7,2 9,3
Рост мальчиков, см 66,8 73,1
Рост девочек, см 66,0 72,5
Показатели Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,9 10,7
Вес девочек, кг 6,3 10,2
Рост мальчиков, см 66,2 75,0
Рост девочек, см 64,0 73,5
Окружность головы мальчиков, см 42,0 47,0
Окружность головы девочек, см 40,7 46,0

Не нужно бояться, что кто-то из них отстает от сверстников, если еще не прорезались зубы или не получается шустро ползать и долго сидеть без опоры. Однако педиатры выделяют точные признаки и основы того, что должен делать ребенок в 8 месяцев, которые нужно поощрять и развивать в игровой форме, помогая им формироваться и закрепиться. Физически развитый малыш обычно умеет:

  • Садиться из положения лежа, сидеть без опоры или с помощью подушки, вставать, держась за твердую основу или руки взрослого, и сохранять положение стоя.
  • Переворачиваться в любую сторону или вертеться в одном направлении, поэтому опасно оставлять его на кровати или пеленальном столике — кроха может упасть в одну секунду, даже если кажется, что он далеко от края.
  • Держать бутылочку обеими руками и пить из нее, контролируя процесс, а также поднимать, если она упадет.
  • Изучать движение собственных пальчиков, выбирать игрушку из множества, кидать ее, ожидая, что мама или папа поднимут.
  • Снимать кольца пирамидки, листать толстые страницы детских книжек, нажимать на кнопки музыкальных игрушек.
  • Ползать на четвереньках или по-пластунски, по крайней мере, пытаться это делать, особенно при виде новой интересной игрушки неподалеку.
  • Складывать маленькие стаканчики в большие, пробовать открыть дверцы шкафов, развязать узелки ленточек, которыми они могут быть закреплены.

Многие родители паникуют, видя, как 8-месячные сверстники их малоподвижных сына или дочери активно ползают и переворачиваются. Не стоит раньше времени переживать, бывает, что мозг занят усвоением психологических навыков, которые впоследствии будут выражены действиями. Ребенок в 8 месяцев должен уметь вначале подсознательно составить план действий, а потом воплощать его физически.

У семимесячного малыша мышцы крепнут. Благодаря этому он может принимать сидячее положение. Ребенок активно ползает, делает попытки стоять с опорой. У него активно развивается правое полушарие, поэтому он пользуется то левой, то правой рукой. Родителям не стоит пугаться: в этом возрасте ведущее полушарие еще не определенно.

Психическое развитие

В эмоционально-волевой сфере происходят незначительные изменения. Грудничок перестает быть частью мамы и все больше продвигается в сторону отдельной личности. Малыш становится самостоятельным человеком со своими потребностями и желаниями. Ребенок пытается делать те же действия, что и взрослые. Например, он смотрит, как мама расчесывает волосы, и пытается повторить ее движения рукой.

Речь крохи наполнена лепетными словами. Обыватели называют это случайное сочетание слогов и звуков «птичьим языком», но на самом деле это уже осознанное обозначение окружающих предметов определенными звукокомплексами, например: би-би – это машинка, гав-гав – собачка; также с их помощью малыш пытается показывать свои желания и потребности.

Складывать пирамидку или башенку из кубиков — вот что уже умеет ребенок в 11 месяцев. Развитие его мышления зависит от того, с какими предметами и как он контактирует. Многие современные игрушки предназначены для стимулирования познавательной деятельности малыша: музыкальные фермы, сортёры, бизиборды.

Эмоциональная сфера тоже претерпевает определенные изменения. Ребенок осознанно реагирует на родителей. Если он испытывает злость, то он пытается укусить или ударить взрослых. При ощущении радости — смеется или хлопает в ладоши. В это время пора учить его разделять эмоции и действия. Например, можно испытывать гнев, но бить или кусать кого-то нельзя.

Ребенок ползет

Молодые родители не всегда хорошо себе представляют, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни (девочка или мальчик — неважно). Расскажем об этом.

Малыш в этом возрасте редко бодрствует, предпочитая спать и есть. Появляется хватательный рефлекс. Если провести по ладошке пальцем или другим предметом, ребенок его инстинктивно схватит. Если погладить его щечку, то он повернет голову — это поисковый рефлекс, появление которого обусловлено инстинктом поиска пищи.

При проведении соской или пальцем вокруг рта губы младенца сложатся трубочкой, и малыш начнет имитировать сосание. Лежа на животе, он уже пытается делать движения, похожие на плавательные.

Стоить помнить об индивидуальном развитии ребенка. В 1 месяц он должен уметь делать не так много. Малыш издает отдельные звуки («к», «г») — этот этап развития речи называется гулением. Привлекает плачем внимание родителей, проявляет эмоциональные реакции, например, улыбается маме и папе, радостно лопочет.

Основные навыки и умения к первому месяцу жизни:

  • Гуление;
  • Фиксация взгляда;
  • Развитие зрения;
  • Реакция на звуки;
  • Удерживание головы.

Мы коротко разобрали, что должен уметь ребенок 1 месяца жизни. В этот период развития любые отклонения от норм вызывают панику у родителей. Но не стоит сразу переживать, так как небольшие расхождения вполне допустимы. Если очень переживаете, проконсультируйтесь у педиатра.

В этом возрасте нет смысла усиленно активно развивать малыша, ведь все, что ему пока нужно — это быть рядом с мамой, получать грудное вскармливание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе.

Продолжается не только физическое развитие малыша, ребенок понимает смысл многих слов, показывает пальчиком на предметы. Общается лепетом. Наблюдательные родители заметят:

  • Появление у малыша реакции на свое имя;
  • Он начинает различать родственников по лицам;
  • Ребенок различает мимику, жесты, эмоции мамы и папы.

Лепет ребенка становится все более осмысленным и сложным. Малыш поворачивает голову на голос мамы, смотрит на указываемые объекты. Пытается повторить первый слог слов: «ма», «па», «ба». Издавая отдельные звуки, пробует привлекать внимание.

  1. Ребенок начинает испытывать и выражать различные эмоции. Это может быть как бурная радость или удивление, так и недовольство, волнение и раздражение. Такие проявления поначалу носят лишь кратковременный характер и очень быстро сменяют друг друга.
  2. Появляются первые речевые функции, выражающиеся в громком смехе и вскрикивании. Ребенок начинает произносить короткие слоги, а также активно гулит и агукает.
  3. Малыш показывает свою заинтересованность: радостно тянется к игрушке, поворачивает голову в сторону случайного звука, а также с любопытством долгое время рассматривает свои ручки и ножки.
  4. Умение различать лица близких и посторонних людей является очень важным признаком нормального развития ребенка в 4 месяца: девочки могут узнать маму даже на фотографии, мальчики же в психоэмоциональном развитии немного отстают, тем не менее и они в этом возрасте уже хорошо отличают маму или папу от чужого человека. В первом случае малыш начинает радостно дергать ножками, улыбаться и тянуть ручки. При виде же чужого человека ребенок, наоборот, напрягается, пытается отвернуться или начинает громко плакать.
  5. Узнавание своего имени также свидетельствует о полноценном развитии малыша, достигшего четырехмесячного возраста.

Развитие мальчиков и девочек

Научить ребенка вставать на ножки

Физическое и психическое развитие мальчиков и девочек идет почти одинаково. Однако наблюдательные родители могут найти небольшие отличия в поведении детей.

Так, девочки больше любят монотонные, размеренные и неспешные игры, они спокойно сидят на одном месте долгое время. Мальчиков же труднее усадить, они активны и любят все шумное. Хорошо идут на контакт со сверстниками.

Пытаться ходить и говорить — вот что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Девочки обычно быстрее овладевают этими навыками. Мальчики часто запаздывают с их освоением. Представители сильного пола отличаются высокой любознательностью. Мамам только остается успевать доставать их из разных уголков квартиры.

Развитие малышей в этом возрасте происходит одинаково. Но есть мнение, что отличия в этом возрасте можно наблюдать в играх и мировосприятии.

Девочкам больше нравится живое общение, они более эмоциональны, поэтому предпочтение отдают не игрушкам, а вниманию взрослых. Очень интересуются звуками и голосами, хорошо различают речь, за счёт чего быстро пополняют свой словарный запас. В своём мышлении девочки уделяют внимание деталям.

Мальчики больше интересуются окружающими предметами, чем людьми, поэтому активные игры и детальное рассматривание предметов захватывает их внимание полностью. К голосам проявляют небольшой интерес, поэтому говорить в основном начинают позже девочек. А вот звуковые эффекты их очень завораживают. В этом возрасте уже можно заметить, как мальчишки могут классифицировать предметы, осваивать причинно-следственные связи.

Физические навыки

Ребенок хорошо владеет своим телом. Помимо того, что он может уже ходить, ему легко доставать игрушки с пола. За ними он нагнется или присядет. Ему нравится музыка, он ритмично двигается под ее такт.

Ребенку нравятся книги. Он внимательно изучает иллюстрации, показывает на героев пальцем. Способен на разные действия по просьбе. Например, помахать ладошкой, покачать куклу, сделать «ладушки». Может находить спрятанные в коробке или кровати игрушки.

Мелкая моторика совершенствуется. Малыш может расстегнуть молнию, обуться, снять носочки и многое другое. Он становится все более самостоятельным: начинает есть с помощью ложки, сам чистить зубы, умывается. Если ему нужен какой-то предмет, то он показывает на него пальцем, говорит «дай» и качает головой.

От общеукрепляющего массажа зависит очень многое в развитии ребёнка 9 месяцев. Его может делать каждый родитель самостоятельно дома, начиная с двухнедельного возраста малыша. Но есть много деток, которые активно развиваются и без массажа. Всё зависит от индивидуальных способностей и потребностей малыша.

К основным навыкам девятимесячного возраста можно отнести следующие:

  1. Малыш передвигается очень активно на четвереньках — ползает. Ухватившись за опору, встаёт и может сделать несколько приставных шагов.
  2. К середине девятого месяца некоторые малыши могут стоять без опоры и сделать свои первые самостоятельные шаги.
  3. В девять месяцев карапуз очень хорошо подражает в игре как взрослым, так и детям. Может играть машинкой, доставать, прятать, сбрасывать игрушки и наблюдать за ними, стучать предметом о предмет, показывать части тела, строить башню из кубиков, нажимать кнопки на музыкальных предметах (инструменты, кубики, фермы).
  4. Очень хорошо умеет брать в руки мелкие предметы двумя пальцами.
  5. Берёт кружку двумя руками и подносит ко рту.
  6. Двигается под музыку, танцевать.
  7. Выполняет просьбу что-то подать или взять.
  8. Ищет спрятанную при нём игрушку.
  9. Громко и с эмоциями подражает звукам взрослых.

Поводом для обращения за врачебной консультацией может стать: неумение ползать, сидеть, брать в руки игрушки и нежелание подражать звукам, издавать их.

Если у родителей ребенок первый, то они сильно обеспокоены его развитием, хотят знать, что он должен уметь. Вес и рост малыша тоже их заботят. Не зря педиатры каждый месяц делают замеры. Не стоит бояться небольших отклонений. Все таблицы делают на основе среднестатистических данных. Поэтому небольшие различия допустимы.

Девочки на седьмом месяце жизни весят примерно 6 кг. Максимальная граница — 9 кг 800 г. Нижняя граница нормы рост — 62 см, верхняя — 73 см. У мальчиков показатели чуть выше. Минимальная отметка веса начинается с 6 кг 700 г, максимальная — 10 кг 300 г. Рост — от 65 см до 74 см.

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,1 9,5
Вес девочек, кг 6,8 8,9
Рост мальчиков, см 65,1 71,1
Рост девочек, см 64,1 70,4
Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,7 10,3
Вес девочек, кг 6,0 9,8
Рост мальчиков, см 64,8 73,5
Рост девочек, см 62,7 71,9
Окружность головы мальчиков, см 41,5 46,4
Окружность головы девочек, см 40,2 45,5

Многие дети раньше 6 месяцев приобретают умение переворачиваться на спинку или на живот. Если малыш этого никогда не делал, то в возрасте полгода этот навык надо активно формировать у него. Следует постоянно контролировать действия ребёнка. Нельзя оставлять его одного. Ведь чрезмерная подвижность может привести к травмам. Особенно важно следить за ним, когда кроха оказался на плоскости, с которой можно упасть.

Некоторые карапузы в этом возрасте уже достаточно самостоятельные и могут легко сменить позу, например, из положения лёжа на сидячую, не пользуясь помощью родителей. Для этого они помогают себе ручками. А иногда грудничок в 6 месяцев имеет недостаточное физическое развитие, поэтому ему нужна поддержка. Мама может придерживать его за ручки, пока он принимает сидячее положение.

Если маленькой девочке три или четыре месяца, то педиатры советуют избегать ситуаций, когда ребенок подолгу сидит. Полгода — оптимальное время, когда малышка должна уверенно принимать такое положение.

На шестой месяц жизни кроха предпринимает первые попытки ползать. Обычно это случается, когда малыш начинает двигаться из положения сидя, при этом перемещает свое тело вперед. Но мышцы ног у него ещё недостаточно окрепли, чтобы успешно выполнять подобное упражнение. Поэтому ему и приходится передвигаться по-пластунски, для чего он помогает себе руками.

Карапуз также начинает приобретать навыки пользования обычной ложкой. Когда он ест, то открывает рот и снимает всю пищу с этого столового прибора. Родители в этот период могут научить ребенка пить из кружки. Это нехитрое действие ему освоить вполне по силам.

Лучше всего выбирать не стандартный сосуд, а использовать поильник. Его достоинствами являются:

  • Малый вес;
  • Небольшой объём. В случае опрокидывания сосуда из него прольется совсем немного жидкости.

Преодолев рубеж в 6 месяцев, у грудничка продолжают развиваться навыки обращения с любимыми игрушками. Теперь он может захватывать их из разных положений. Также в этом возрасте он уже способен перекладывать любимый предмет из одной руки в другую. Среди обилия игровых средств у него появляются любимые, с которыми он проводит больше времени.

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца:

  • Переворачиваться со спины на живот, а затем обратно;
  • Пытаться подтянуться, держась за перекладину или руку взрослого;
  • При кормлении придерживать ручками бутылочку или грудь матери;
  • Лёжа на животе, приподнимать ягодицы и делать попытки оттолкнуться ножками от поверхности;
  • Сознательно брать игрушку и некоторое время удерживать ее в руке;
  • В положении лежа на спине приподнимать голову вместе с плечевым корпусом;
  • Хорошо удерживать голову;
  • Поднимать корпус, опираясь на ладони;

Если задержать трёхмесячного малыша на некоторое время вертикально с опорой под подмышками и поставить на поверхность, то у него хватит сил, чтобы уверенно опираться ножками. Кроме этого, находясь на спине, малыш способен легко перевернуться на бочок.

Зрение в этом возрасте развивается довольно активно. Кроха в состоянии продолжительное время рассматривать предметы, которые находятся вокруг него. При этом его привлекают не только статичные, но и объекты, которые быстро движутся. Для лучшего рассматривания окружающего мира часто он пребывает в положении лежа на животе и периодически приподнимается на предплечьях.

Характерной особенностью поведения малыша в 3 месяца является большой всплеск эмоций. На появление мамы он демонстрирует бурную реакцию. Также он выражает сильные эмоции и при общении с ней. Оживление в его поведении часто происходит в ситуации, когда кто-то взрослый поет. При звучании музыкальных инструментов или виде игрушек он становится возбужденным. Если у ребенка есть недовольство чем-то, можно услышать громкий плач. Помимо этого, у крохи начинают развиваться психомоторные навыки.

Обычно возникновение негативных эмоций у ребенка в таком возрасте происходит, когда завершается его общение с мамой или же любимая игрушка внезапно исчезла. Смена эмоций с положительных на плач может произойти в случае, если:

  • изменилась окружающая температура;
  • малыш ограничен в движении;
  • испытывает болевые ощущения.

В этом возрасте ребёнок постепенно начинает пробовать мир на вкус. Он берёт в рот всё, до чего может дотянуться своими ручками, толкает себе в рот кулачки и сосет свои пальцы.

В 10 месяцев дети приобретают некоторые социальные навыки. К ним относят такие особенности поведения ребёнка:

  1. Малыши прислушиваются к речи окружающих. Они стараются пародировать услышанное, повторяют простые слова и звуки. Ребёнок начинает понимать многие из них и пытается соотносить с предметами. Например, услышав «мама», он думает о маме. Также малыш знает своё имя.
  2. Дети активно подражают взрослым. Они активно копируют их жесты и движения. Родителям следует быть внимательнее, ведь грудничок может перенимать как хорошие, так и плохие особенности поведения. Если малыш заимствует в это время сомнительную привычку, то отучить его впоследствии будет довольно трудно. С другой стороны, это можно использовать для обучения игре. Если старшие покажут ребёнку, как катать машинку или баюкать куклу, то он охотно будет повторять. Самостоятельно он этому не обучится.
  3. Моторика рук — важная часть развития. В 10 месяцев ребёнок должен уметь играть с мелкими игрушками. К тому же в этом возрасте они привлекают его уже больше, чем крупные. Мелкие предметы довольно опасны — они могут попасть в рот, нос, быть проглочены, что приведёт к асфиксии. Но это не повод отказываться от небольших игрушек. Нужно просто следить за малышом во время игры, ведь подобный запрет негативно скажется на развитии моторики.
  4. Хотя ребёнок все ещё мал для детского сада, он уже проявляет интерес к другим детям. Ему нравится играть на детской площадке со сверстниками.
Предлагаем ознакомиться:  Как выбрать имя ребенку по святцам и по дате рождения

Упражнения

Общие особенности развития

Научить ребенка вставать на ножки

В 11 месяцев ребенок должен получать полноценный прикорм. Это делается вне зависимости от грудного или искусственного вскармливания. Организм малыша уже готов к новым продуктам и вкусам. Ему можно не делать пюре, достаточно отварить овощи и размять их вилкой. Постепенно идет приучение к откусыванию кусочков.

Кормление должно строиться по следующим правилам:

  • Приемов пищи — пять раз в сутки;
  • Между ними максимум 4,5 часов разницы;
  • Желательно кормить в одно и то же время.

Родители должны внимательно наблюдать за реакцией малыша, так как он начинает формировать определенные вкусовые привычки. Какие-то продукты могут ему не нравиться, и это нормальное явление. Из меню ребенка исключают аллергены. К ним могут относиться следующие продукты: цитрусовые, мёд, шоколад, экзотические фрукты, орехи. Не стоит давать неразбавленное коровье молоко. Печенье выдается в ограниченном количестве.

Не пытайтесь высчитать идеальное количество порции. Ориентируйтесь на потребности ребенка. Если он не хочет доедать, то не стоит насильно в него впихивать продукты. Какие-то блюда он может воспринимать негативно, особенно если они новые. Не нужно усердствовать, повторить знакомство можно через какое-то время. Помните, что аппетит возрастает после прогулки или принятия водных процедур.

Днём карапуз с удовольствием изучает всё вокруг и может долго оставаться без сна. К этому возрасту ночной сон становится более крепким, пробуждений почти нет, а его длительность составляет примерно 10 часов. Днём малыш спит два раза по 2−2,5 часа.

На прогулку выходить рекомендуется два раза в день: в первой половине дня и после 16:00. При благоприятных погодных условиях можно дневной сон совмещать с прогулкой, если карапуз не против сна в коляске. В летний период на улице нужно проводить больше времени. Это необходимо для максимального получения витамина д, вентиляции легких и конечно познания окружающего мира.

Питание ребёнка разделяется на 5 приёмов пищи с перерывами в 3,5−4 часа. Приём пищи происходит примерно в одно и то же время. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, получают смесь утром и вечером (последнее кормление). А прикладывание к груди тех, кто еще остался на грудном вскармливании, осуществляется по требованию.

Меню карапузов в 9 месяцев, находящихся на грудном вскармливании, может пополняться следующими продуктами: яблочком, кефиром или йогуртом, яичным желтком и молочными кашами. Все эти продукты у детей искусственного вскармливания уже присутствуют в рационе, и их меню расширяется путём сочетания прикорма.

В течение суток малыш этого возраста съедает примерно 1000—1200 мл пищи. Получается, что порция одного кормления составляет 200—240 мл.

Для полноценного развития ребенку 8 месяцев питание и сон должны быть организованы по четкому режиму. Важно укладывать его спать в одно и то же время. Ночной сон обычно длится не меньше 10 часов, а днем составляет 1−2 часа два-три раза. Бывает, что малыш спит один раз в день. В этом случае необходимо следить, чтобы сон был не короче 2,5−3 часов.

Утром необходимо проводить процедуру умывания, чистки зубов, легкой гимнастики, высаживания на горшок. Вечером рекомендовано купание вместе с плавающими игрушками и развивающей гимнастикой.

Большое значение для здоровья имеют прогулки на свежем воздухе. Гулять желательно пару раз в день по 1,5−2 часа, утром в районе 11.00 и вечером около 16.00. Примерный распорядок дня малыша 8 месяцев, к которому можно прибавить индивидуальный режим прикорма:

  • 7.30 — подъем, утренние процедуры, кормление (грудь или смесь);
  • 8.30 — гимнастика, массаж, совместная или самостоятельная игра;
  • 10.00 — повторное кормление, дневной сон;
  • 11.30 — прогулка на свежем воздухе;
  • 13.00 — грудь или смесь по возвращении домой;
  • 14.00 — развивающие игры, чтение книжек;
  • 16.00 — повторная прогулка, совмещенная со сном;
  • 18.30 — питание дома, игры, массаж;
  • 20.00 — купание;
  • 20.30 — грудь или смесь, вечерние гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

Научить ребенка вставать на ножки

Дети на грудном вскармливании просыпаются, чтобы взять грудь до 5 раз за ночь, а искусственники обычно спят до утра. В организации режима важно обращать внимание на темперамент крохи. Если он активный, то обязательно включать подвижные игры, задействовать игрушки, на которых можно качаться и ездить, посещать детские площадки. Спокойный и застенчивый младенец предпочтет гулять вдали от людных мест, рассматривая деревья и цветы, а дома с удовольствием полистает книжки.

Разнообразное питание для развития ребенка в восемь месяцев организовать несложно, ведь при отсутствии аллергии в прикорм можно вводить почти все продукты, кроме рыбы. Грудь по-прежнему дается по требованию, а смесь — 3 раза в день с постепенной заменой на полноценный прием пищи. Прикорм предлагают 4−5 раз в день, общим объемом 1000−1200 мл, а на разовый прием приходится около 200 мл еды. В меню обязательно включают:

  • разнообразные каши — быстрого приготовления и из обычных круп;
  • творог, йогурт, кефир;
  • фруктовые и овощные пюре;
  • куриные и мясные бульоны, супы на их основе;
  • зелень — как в составе пюре, так и измельченную.

Не нужно бояться использовать готовые пюре и каши от проверенных производителей. Они могут существенно облегчить жизнь маме, поскольку их быстро приготовить и можно взять с собой в дорогу или на прогулку. А вот покупные соки лучше заменить домашним компотом, детским чаем и водой. При ежедневном кормлении следует также учитывать важные нюансы:

  • Мыть руки перед едой необходимо не только по правилам гигиены — это своеобразный массаж нервных окончаний, особенно, если тщательно моется каждый пальчик. Это стимулирует выработку желудочного сока и активность пищеварения.
  • Приучать пить из чашки, которую малыш еще не может удержать самостоятельно, но способен ухватить за ручку, а взрослый помогает.
  • Кормить младенца желательно в специальном детском стульчике с прикрепленным столом. Малышам нравится держать ложку самостоятельно и пытаться повторить действия мамы, которая кормит их другой.
  • Для тренировки и массажа десен необходимо давать твердую пищу — сухарики и сушки, твердые дольки яблок.

В соединении режима питания с основным распорядком дня, прогулками и играми формируется прочная основа для дальнейшего развития ребенка.

Важно следить не только за умениями малыша. Его развитие, рост и вес зависят от правильного питания. В этот период грудничка приучают к разным продуктам. Примерный рацион малыша:

  • Каши;
  • Фруктовые, овощные и мясные пюрешки;
  • Творог;
  • Вареные яйца.

Каждый новый продукт стоит добавлять постепенно и наблюдать за реакцией крохи. Некоторые из них провоцируют появление аллергии. Начинают прикорм с овощных пюре. Многие мамы замечают, что малыш различает вкусыи начинает придирчиво относиться к еде. Это нормальный процесс. Ближе к возрасту 8 месяцев дают кефир. Все каши должны быть жидкими и состоять из одного компонента. Нельзя смешивать крупы.

Рацион ребёнка в этом возрасте может включать грудное молочко или искусственную смесь с добавлением прикорма. Главная роль отводится молоку, а также продуктам, которые выступают в качестве его замены.

В первую очередь ему требуются минеральные вещества и витамины. Введение в меню прикорма поспособствует развитию у него навыков жевания и глотания. Кроме этого, малыш начинает ощущать новые вкусы и запахи, которых раньше не было в его жизни.

Научить ребенка вставать на ножки

В качестве прикорма для грудничков в этом возрасте должны выступать каши или овощные пюре. Подходящий вариант определяется для каждого крохи в индивидуальном порядке. Новую пищу лучше всего давать в утренние часы. В это время у карапуза нет никакого желания спать. Поэтому от употребления порции нового питания он не откажется. После кормления малыша утром в течение дня можно наблюдать за его поведением.

Увеличение количества пищив рационе грудничка должно происходить постепенно. За 7 дней объем питания необходимо довести до нормы, соответствующей его возрасту. При этом прикормом заменяется одно кормление грудным молоком.

Наилучшее время для обогащения рацион фруктами и овощами — летний сезон. Лучше всего готовить блюда из свежих, а не фруктов после разморозки. В этом случае пища будет не только вкусной, но и принесет ребенку максимум пользы.

Даже при введении полного объема прикорма грудничок в возрасте 6 месяцев вряд ли откажется от грудного молока. Но требовать грудь он будет нечасто. По этому поводу не стоит переживать, поскольку подойдет такой момент, когда он полностью перейдет на взрослое питание и не будет требовать грудь.

Полезные советы родителям

Родителям обязательно нужно обращать внимание на осанку малыша во время сидения. Если он будет сидеть в специальном стульчике, тогда позвоночник не будет искривляться.

Во время кормления можно предложить карапузу взять ложку в руку, не стоит бояться пролитого супа. Ему уже нужно показать, как умываться и снимать некоторые детали одежды.

Малыш может вставать на ножки, поэтому дотянуться до чего-либо ему не составит труда. Стоит позаботиться о том, чтобы острые и горячие предметы лежали (стояли) далеко от тех мест, куда ребёнок может достать. Все сковородки и кастрюли с длинными ручками, стоящие на плите, должны быть повёрнуты в противоположную сторону от края.

Игрушки и детские книги лучше размещать в передах досягаемости карапуза. Так, он самостоятельно сможет выбирать книгу и играть с интересующими его игрушками.

Необходимо поощрять самостоятельное развитие ребёнка в 9 месяцев. Он должен уметь (вес и рост позволяет) уверенно и правильно ползать, садиться, манипулировать с предметами, лепетать первые слова, например: ма-ма, па-па — это главное, все остальные моменты второстепенны.

Нормы роста и массы тела

Основной режим дня ребенка включает в себя сон и перерывы на кормление. Периоды бодрствования пока еще короткие. Спит младенец в позе лягушки — лежа на спине, ручки согнуты в локтях, ноги раздвинуты в стороны. Выделяют несколько стадий сна:

  • Глубокую — малыш расслаблен, дышит ровно, глаза закрыты;
  • Неглубокую — новорожденный ведет себя беспокойно;
  • Дремотную — ребенок полузакрывает глаза;
  • Бодрствование — младенец активен и подвижен.
Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 3,6 5,1
Вес девочек, кг 3,6 4,7
Рост мальчиков, см 51,2 56,5
Рост девочек, см 50,3 56,1
Окружность головы мальчиков, см 35,5 39,1
Окружность головы девочек, см 35,0 38,1
Окружность груди мальчиков, см 34,1 38,9
Окружность груди девочек, см 34,0 38,1
Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 3,4 5,8
Вес девочек, кг 3,2 5,5
Рост мальчиков, см 50,8 58,6
Рост девочек, см 49,8 57,6
Окружность головы мальчиков, см 34,9 39,6
Окружность головы девочек, см 34,2 38,9

Но не стоит ориентироваться на эти таблицы прибавки веса в первый месяц жизни грудничка. Они рассчитаны на средние показатели и не учитывают индивидуальных особенностей развития. В первые две недели жизни малыш прибавляет по 150 г. За месяц прибавка составляет приблизительно около 600 г. К его росту прибавляется 2 см.

Оценить правильность развития ребенка помогают его физические показатели. Для этого грудничок ежемесячно проходит проверку на соответствие возрастным нормам. Так, сильное отклонение от общепринятых параметров в сторону уменьшения или, наоборот, увеличения может быть признаком нехватки (или переизбытка) того или иного полезного вещества, а также являться симптомом серьезного заболевания внутренних органов.

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 5,5 7,6
Вес девочек, кг 5,4 7,0
Рост мальчиков, см 58,7 64,5
Рост девочек, см 58,4 64,0
Окружность головы мальчиков, см 40,2 43,6
Окружность головы девочек, см 39,1 42,2
Окружность груди мальчиков, см 38,6 44,6
Окружность груди девочек, см 38,9 43,0
Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 5,6 8,7
Вес девочек, кг 5,0 8,2
Рост мальчиков, см 59,7 68,0
Рост девочек, см 57,8 66,4
Окружность головы мальчиков, см 39,2 44,0
Окружность головы девочек, см 38,1 43,1

Педиатры считают такую ситуацию вполне закономерной и советуют родителям сильно не волноваться, но и не оставлять проблему без внимания: в обоих случаях рекомендуется в первую очередь показать ребенка профильному специалисту, который поможет откорректировать рацион грудничка.

Когда ребенку 3 месяца, его развитие, вес и рост — это взаимосвязанные вещи. Такой момент, как масса тела, у крохи в это время во многом определяется тем, какой вес он имел при рождении. За этот небольшой промежуток времени малыш обычно набирает 2,5 кг. Если он родился с весом 4300 г и в течение 3 месяцев нормально развивался, то к этому момент масса 6500 г будет в пределах нормы.

Точный параметр для ребенка, которому 3 месяца, не назовет ни один детский врач. Каких-то категоричных норм по отношению к росту и массе тела у маленьких детей не существует. Каждый ребенок индивидуален, рост происходит неравномерно. Можно обратиться к таблицам, которые висят в кабинетах у педиатров, чтобы проверить, нормальный ли рост у карапуза. Тревогу следует бить только в случае, если имеются серьезные отклонения.

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 4,9 7,0
Вес девочек, кг 4,8 6,3
Рост мальчиков, см 56,5 62,0
Рост девочек, см 56,2 61,8
Окружность головы мальчиков, см 39,0 42,5
Окружность головы девочек, см 38,0 41,2
Окружность груди мальчиков, см 36,5 41,6
Окружность груди девочек, см 37,3 41,4
Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 5,0 8,0
Вес девочек, кг 4,5 7,5
Рост мальчиков, см 57,3 65,5
Рост девочек, см 55,6 64,0
Окружность головы мальчиков, см 38,1 42,9
Окружность головы девочек, см 37,1 42,0

Дети в грудном возрасте, получающие основную пищу по требованию, в течение месяца могут прибавлять в весе 1 кг, а некоторые даже больше. Однако в этом случае каких-то поводов для волнений у молодых родителей быть не должно. Даже при хорошем аппетите какой-то угрозы ожирения в будущем у крохи не будет. Когда двигательная активность возрастет, то образовавшиеся килограммы уйдут довольно быстро.

Здоровый рост и правильное развитие малыша — это то, что в основном заботит родителей в первые месяцы жизни крохи. Однако определить на глаз, всё ли в порядке, невозможно. Первое, что меняется у ребёнка, — его физиологические параметры. Рост и вес являются основными показателями нормального развития наряду с обхватом головы и грудной клетки. Поэтому при ежемесячном посещении педиатра проводятся эти обязательные замеры.

Есть определённые усреднённые значения прироста, для удобства их приводят в виде таблиц с отдельными графами для мальчиков и девочек. Существует две версии: данные отечественных педиатров и мнение Всемирной организации здравоохранения.

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 4,2 6,0
Вес девочек, кг 4,2 5,5
Рост мальчиков, см 53,8 59,4
Рост девочек, см 53,3 59,3
Окружность головы мальчиков, см 37,4 41,0
Окружность головы девочек, см 36,7 39,8
Окружность груди мальчиков, см 35,7 40,8
Окружность груди девочек, см 35,6 39,9
Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 4,3 7,1
Вес девочек, кг 3,9 6,6
Рост мальчиков, см 54,4 62,4
Рост девочек, см 53,0 61,1
Окружность головы мальчиков, см 36,8 41,5
Окружность головы девочек, см 35,8 40,7

Не стоит паниковать, если кроха меньше прибавляет в весе или росте. Эти характеристики достаточно индивидуальны, ведь малыши рождаются с разным весом от 2,5 до 4,5 кг.

Кроме того, приведённая статистика не подходит для недоношенных детей. Эта категория младенцев лишь во второй месяц жизни набирает тот вес, с которым должны были родиться. Поэтому для них существуют отдельные таблички. Важно не применять препараты-усилители аппетита, правильное питание — залог здоровья любого ребёнка.

Научить ребенка вставать на ножки

Этими параметрами не исчерпывается весь список перемен. С малышом происходят и другие физиологические метаморфозы:

  1. К этому времени полностью формируются слюнные железы. Это помогает ребёнку сосать, уменьшая дискомфорт в процессе, а также уменьшает количество заглатываемого воздуха, снижая риск колик.
  2. Идёт стремительное развитие пищеварительной системы. Изменение ферментов и рост полезной микрофлоры приводит к регулированию стула крохи.
  3. Уменьшается гипертонус мышц новорождённых. Проявляется это в основном более активным шевелением ручек и ножек грудничка. Часто бывает, что в первый месяц малыши почти не разжимают свои кулачки, и это становится проблемой, так как в ладошках скапливается пыль и грязь.
  4. Малыш начинает активнее потягиваться. Некоторые даже поворачиваются набок и очень этому радуются.
  5. Меняется строение сердца, а вместе с ним и состав крови малыша.
  6. Ребёнок начинает видеть. И хоть пока у него детское «плюсовое» зрение, это не мешает ему видеть предметы на расстоянии 30-60 см и следить за ними, если они медленно перемещаются по дуге перед его лицом.

Основы кормления

Основное питание новорожденного — грудное молоко. У некоторых женщин его мало, но можно попробовать восстановить лактацию. Для этого ребенка чаще прикладывают к груди при первых же признаках беспокойства малыша. Такой режим называется «кормление по требованию». В среднем за день выходит до 12 прикладываний.

Маме стоит контролировать захват соска. Ребенок должен брать весь околососковый кружок. Некоторые младенцы быстро устают сосать и засыпают. Их нужно слегка похлопать по щечкам или поменять грудь. После кормления малышу помогают срыгнуть следующими способами:

  • ребенка ставят вертикально и опирают на плечо взрослого;
  • помогают лечь вниз лицом на коленях мамы;

Первые месяцы жизни ребенка сопровождаются коликами и вздутием животика. Это нормальное явление, так как ЖКТ только адаптируется к работе. Облегчить состояние малыша можно массажем: животик надо погладить по часовой стрелке (но не тереть с нажатием). Можно давать новорожденному укропную водичку, суспензию Саб симплекс или другое средство от коликов.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector