30.09.2019     0
 

Новорожденный не реагирует на звуки


Что нужно знать про слух?

Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!

Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.

Когда начинает слышать новорожденный ребенок: как проверить слух

Если будущая мамочка была внимательной к своему здоровью, проходила все необходимые обследования будучи беременной, то она наверняка знает, что органы слуха начинают развиваться еще на 5 неделе беременности. Работа же слуховой системы начинается примерно с 16-17 недели. Поэтому доктора рекомендуют с этого срока разговаривать со своим малышом.

Наверняка родители замечали, что ребенок начинает биться сильнее, когда слышит мамин голос. Да-да, еще в утробе он узнает его среди остальных. Или, наоборот, как он затихает, если слышит голос незнакомого человека. Вокруг еще не рожденного человечка множество шумов — стучит мамино сердце, бежит кровь по сосудам, урчит живот. Все эти звуки сопровождают вашего кроху до самого рождения.

Вооружившись подобной информацией, родители ожидают, что после рождения ребенок сразу же начнет реагировать на звуки, которые его окружают. И если этого не происходит, начинают переживать и искать причину. На самом же деле для беспокойства нет причины. Ваш малыш слышит все, что происходит вокруг него, но адекватно реагировать на происходящее еще не умеет.

Во многих развитых странах слух новорожденным проверяют еще в роддоме. Это совсем несложно сделать и в домашних условиях.

фото 1

Чтобы понять, слышит ли ваш ребенок, необходимо провести несложный тест. Обычно его рекомендуют проводить не ранее 5 дня от рождения малыша. Необходимо встать так, чтобы ребенок вас не видел и издать достаточно громкий, но непугающий звук (хлопок, покашливание). Малыш должен отреагировать на шум морганием, изменением ритма дыхания, замиранием или даже поворотом головы в сторону источника звука.

Существует методика И. В. Калмыковой, по которой можно определить не только реакцию ребенка на звук, но и уровень шума, который он может улавливать. Для проведения теста необходимо подготовить 3 одинаковые пластиковые баночки и 1 игрушку, которая пищит. Баночки наполнить различной крупой: манной, гречневой и горохом. Каждая баночка будет издавать звук различного уровня:

  • манная крупа будет шуметь на уровне 30-40 дБ;
  • гречневая — примерно 50-60 дБ;
  • горох будет издавать звук, соответствующий 70-80 дБ.

Источник звука при проведении теста должен находиться на расстоянии 10 см от уха малыша, при этом видеть его он не должен. Теперь проверяющий начинает издавать звуки от наименее шумного источника звука — баночки с манкой и заканчивает самым громким — пищащей игрушкой. Проверка проводится для каждого уха поочередно, интервал между звуками — не менее 30 секунд.

Вопрос о том, когда начинает слышать новорожденный ребенок, является противоречивым:

  • одни считают, что слух начинает формироваться уже с 15 недели беременности;
  • другие, что ребенок может слышать звуки только к концу третьего триместра.

Точно доказано, что малыш слышит материнское сердцебиение, звуки снаружи. Именно поэтому для гармоничного развития ребенка рекомендуется читать ему сказки, петь спокойные колыбельные песни, а также слушать красивую музыку.

К концу первого месяца жизни у ребенка окончательно сформировывается слух. Когда малыш начинает слышать мамин или папин голос, свое имя, или просто приятную музыку, то он обязательно будет прислушиваться.

К концу третьего месяца, ребенок уже точно слышит и узнает мамин голос, начинает поворачивать голову в сторону шума. Резкие звуки могут заставить новорожденного вздрагивать.

Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче. Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.

Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать — это происходит еще на 16 — 17 неделе беременности.

Доказано: ребенок не родился, но уже слышит

Находясь в утробе, ребенок уже имеет способность слышать и реагировать на звук. При внутриутробном развитии есть реакция на музыку и на голоса, что было неоднократно доказано экспериментально: мама на последнем сроке беременности читала несколько детских стихов. Когда проходило определенное время после рождения ребенка, возле него зачитывали знакомый стих и следовала реакция «узнавания»: ребенок начинал активно двигать ножками и ручками.

Наблюдение за малышом. На что же следует обращать внимание родителям, чтобы убедиться, что со слухом малыша все в порядке, или же вовремя заподозрить неладное? Ведь понятно, что чем раньше диагностировано снижение слуха, тем раньше можно начать соответствующие лечение и реабилитацию и тем больше шансов будет у ребенка минимально отличаться от своих здоровых сверстников.

Показателем могут стать реакции малыша на звук, которые либо соответствуют возрастным, либо отстают от них. Реакции грудничков на звук достаточно четко определены в каждом возрасте и зависят от степени развития многих функций в организме. Так, не стоит ждать от малютки в возрасте 2 недель, что он станет сразу же поворачивать головку на звук погремушки.

Так, в первые 2-3 недели жизни малютка в ответ на громкие звуки вздрагивает, у него может отмечаться симптом Моро — характерное резкое разведение ручек в стороны с возможным последующим «объятием» себя. После 2-3 недель, ближе к месячному возрасту, у новорожденного формируется замирание как реакция на голос.

У малыша в возрасте 1-3 месяцев в ответ на голос матери наблюдается характерный комплекс оживления: он внимательно смотрит, начинает улыбаться, активнее двигать ножками и ручками, пытается агукать. Собственно, формирование гуления в возрасте 2-4 месяцев также является важным критерием правильного «слухового поведения». Кроме того, дети в возрасте 1,5-6 месяцев реагируют на резкие звуки широким открыванием глаз.

Примерно после 1-1,5 месяцев младенец, а потом и подросший ребенок беспокоится во сне при резких звуках. В среднем в 3 месяца формируется способность поворачивать голову в сторону звучащей погремушки или голоса. В возрасте 4-5 месяцев гуление должно переходить в лепет (произнесение отдельных слогов). При появлении в поле зрения хорошо знакомых ребенку людей, в первую очередь родителей, лепет становится более эмоциональным, выразительным.

После 8 месяцев в речи малыша появляются новые звуки, а ближе к 1 году он пытается произносить некоторые слова и или их фрагменты. Он поворачивает голову, слыша знакомые звуки, и подает голос в ответ на обращенную к нему речь. Начинает оборачиваться, когда его окликают сзади.

Уже с 8-9 месяцев малютка отчетливо понимает некоторые слова («мама», «папа», «дай», «возьми», «привет», «пока») и совершенно определенно реагирует на них. В возрасте 1 года, помимо появления в речи отдельных слов, можно заметить, что малыш замирает и прислушивается, если при нем ведется оживленный разговор, поворачивает голову в сторону говорящего.

Несоответствие реакций на звуковые раздражители примерным возрастным нормам должно насторожить родителей. Кроме того, часто нарушения слуха «выглядят» как общая задержка психического и иногда психомоторного развития. Это неудивительно, ведь слух играет важную роль в получении информации об окружающем мире, которая и заставляет нервную систему крохи развиваться и обретать новые способности.

Помощь специалистов. Что касается объективных методов исследования слуха, еще совсем недавно они были значительно затруднены на первом году жизни, ведь малыш не владеет речью и не может сообщить о своих слуховых ощущениях. Но в настоящее время применение нашел простой, быстрый и надежный метод — регистрация вызванной отоакустической эмиссии.

Отоакустическая эмиссия — это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом. Колебания эти вызываются искусственно с целью их последующего анализа (по их характеру специалисты могут судить о наличии или отсутствии патологии в слуховой системе ребенка). Вызванная отоакустическая эмиссия регистрируется в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона.

Это исследование безопасно и безболезненно. Достаточно ввести улавливающий кончик (так называемый пробник) специального аппарата в наружный слуховой проход, плотно закрыв последний, и нажать кнопку. Результат исследования записывается в память прибора и выводится на маленький экран. Результаты оцениваются специально обученным медицинским работником.

Предлагаем ознакомиться:  Видеть и чувствовать себя во сне беременной

Новорожденный не реагирует на звуки

Метод позволяет распознать нарушения слуха и начать лечение как можно раньше. Исследование занимает всего несколько минут и в настоящее время должно применяться как скрининговый метод исследования слуха новорожденных во всех роддомах. Результат его вносится в обменную карту новорожденного, с которой он выписывается из роддома.

Срок проведения этого исследования — 3-4-й день жизни, так как в первые двое суток в наружном слуховом проходе могут еще сохраняться остатки околоплодных вод и первородной смазки, что затрудняет проведение исследования и лишает его результаты достоверности. Его также применяют для исследования слуха в первые годы жизни малыша — в основном тем детям, которым не проводилось исследование слуха в роддоме.

В качестве скринингового метода, а также для уточнения характера снижения слуха в дальнейшем применяется метод регистрации вызванных слуховых потенциалов (ВСП), позволяющий оценить состояние слуховой коры и слухового нерва. Данное исследование проводится с использованием специального наушника, который объединяет датчик звуковых сигналов (в процессе исследования подаются сигналы различной частоты и интенсивности) и электроды, фиксирующие электрические потенциалы головного мозга. В основе метода компьютерной аудиометрии лежит анализ полученной с помощью ВСП информации.

Реакции ребенка на звук

Некоторые родители считают, что в первые дни жизни новорожденный ничего не слышит. Причиной этому является жидкость во внутреннем ухе. Но это абсолютно не правильно. Уже с первой минуты появления на свет малыш различает звуки, но реагирует только на очень громкие и резкие. Монотонные звуки телевизора или спокойная однообразная музыка не вызывает активной реакции.

Удивительно, но новорожденный легко отличает голоса людей от разных других звуков. Это говорит о врожденном слуховом рефлексе. И, конечно, самым приятным голосом и звуком является голос родной мамы, на который ребенок реагирует активнее всего.

Помимо этого малыш с первого дня появления на свет может отличать не только разные звуки и звон погремушки. Он реагирует на тембр голоса, скорость речи и интонацию. Эти реакции проявляются в резком плаче или вздрагивании, а может, наоборот, в настороженном молчании и замирании. Малыш будет искать звук глазами и поворачивая голову в разные стороны. А если звук или голос вызывает у него положительные эмоции, то он будет активно двигать ножками и ручками.

фото 2

Не стоит волноваться, если новорожденный на шумы и звуки не реагирует в первое время. Особо волнующихся родителей всегда сможет проконсультировать педиатр по этому вопросу. Только на третьем месяце жизни кроха начнет реагировать на звук осознанно и уверенно.

Очень часто малыши в первый месяц пугаются резких звуков, начинают громко кричать, иногда проявляются судорожные движения. Необычно то, что такая же реакция может быть у ребенка и на обычные спокойные звуки и голоса, но прозвучавшие неожиданно для него. Это только подтверждает, что у новорожденного нормальный слух и хорошо развитая чувствительность.

С возрастом эти реакции не проходят, а, наоборот, могут проявляться уже не на звуки, а на события. Так может продолжаться иногда до шестилетнего возраста. Только некоторые родители считают такие проявления капризами.

Звуки для новорожденных очень много значат. Они могут продолжительное время слушать мелодии, песенки, спокойные голоса людей. Дети любят, когда с ними разговаривают, гремят погремушкой, рассказывают сказки или читают детские стишки. Они слушают, затаив дыхание и пытаясь глазками найти источник звука. Все это способствует развитию слуха ребенка.

На втором месяце жизни на звуки малыш будет реагировать по-другому:

  • Двигательная активность будет увеличиваться вместе с ускорением темпа разговорной речи.
  • При монотонной и спокойной речи – малыш успокаивается.

фото 3

Есть еще некоторые обстоятельства, при которых малыш может не отреагировать на голоса и звуки – это увлечение ярким предметом, новой игрушкой, рассматриванием окружающего мира. Малыши как бы полностью отключаются от внешнего мира, но это не значит, что у них проблемы со слухом.

Бытует мнение, что новорожденный малыш начинает слышать лишь на 2 – 3 день со дня появления на свет, и все из-за скопившейся жидкости во внутреннем ухе, между тем оно в корне неправильно. Возможно, ребенок хуже реагирует на спокойные, тихие звуки, так как таким образом природа оберегает его от шока, однако он прекрасно их улавливает. Более того, уже в первые дни он может различать голоса. Нужно ли говорить о том, что самым приятным для него является материнский.

Интересно, что уже с момента рождения у малыша хорошо развит слух. Он замечает:

  • изменившийся тембр голоса;
  • темп речи;
  • интонацию;
  • окружающие его звуки, включая звуки погремушек.

Как в этом можно убедиться? Просто понаблюдать за ним. О прекрасном слухе могут свидетельствовать:

  • активные движения ручками и ножками;
  • замирание и вздрагивание в ответ на новые звуки;
  • поиск внешнего раздражителя глазками;
  • плач;
  • прислушивание.

Более того, новорожденные дети одинаково хорошо слышат и во время бодрствования, и во время сна. Но, тот факт, что они на эти звуки не реагируют, просто означает, что те их не раздражают.

Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй — третий день, но это совершенно не так!

С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.

Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.

Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:

  • в двигательной активности ножек и ручек;
  • поворотах головы;
  • поиске источника голоса глазами;
  • замирании;
  • вздрагивании;
  • плаче;
  • прислушивании.

Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.

ФАКТ. Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит ?

К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук — погремушку или голоса.

Как проверить слух

Если вас беспокоит то, что ребенок не слышит, вы можете проверить его слух. Через 3 — 5 дней после рождения незаметно похлопайте (естественно без фанатизма ? ) рядом с ухом ребенка — ребенок должен моргнуть или проявить любую другую реакцию. Погремите погремушкой справа или слева от головы ребенка — он повернет в сторону звука голову. Если ребенок никак не реагирует на звуки, то необходимо обратиться к врачу.

Многие детки в первые недели жизни при громких, резких звуках вздрагивают, плачут, у них могут появиться судорожные движения. Так же отреагировать младенец может и от вполне спокойного голоса, прозвучавшего совсем рядом, неожиданно. Но такая реакция не говорит о его «неадекватности». Наоборот, это указывает на совершенно нормально развитый слух.

Такие же реакции могут проявляться на любые незнакомые обстоятельства не только на первых неделях жизни, но и почти до наступления школьного возраста. Это свидетельствует на то, что у нормально развивающихся младенцев очень высокий уровень чувствительности к внешней среде. Поэтому разговаривать с новорожденным ребенком нужно спокойно и ровно.

Лучше всего младенцы различают высокую тональность, прислушиваясь к детской звонкой песенке или погремушке. Младенцы с удовольствием слушают разговорную спокойную речь, иногда замирая или стараясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха в период бодрствования включайте детские песенки, читайте стишки и просто больше разговаривайте с младенцем.

Предлагаем ознакомиться:  Костюмы для новорожденных (65 фото): вязаные теплые модели для девочек, шерстяные и плюшевые, в виде зайчика и медвежонка

К началу второго месяца жизни у ребенка исчезнут судорожные движения, реакция на голос будет выражаться более упорядоченными и равномерными движениями. Появляется четкая реакция на темп речи. Понаблюдайте:

  • как только темп речи мамы убыстряется — движения ребенка ускоряются;
  • мама переходит на спокойную, размеренную речь – движения также становятся более плавными, ровными и ритмичными.

Если ребенок чем-то сильно увлечен (играет с игрушкой, рассматривает по сторонам интересные и новые ему предметы), он может также не реагировать на любые посторонние звуки, это вполне нормальное явление, дети просто абстрагируются, поэтому не нужно переживать.

Проблемы со слухом

Если во время беременности женщина переболела корью, краснухой или принимала токсические препараты, алкоголь или наркотические средства, то у ребенка может быть такое заболевание как тугоухость или глухота. Чтобы не допустить у ребенка потерю слуха, необходимо помощь и рекомендации специалиста.

Как реагирует на звук новорожденный?

В первые дни новорожденный реагирует лишь на громкие или резкие вибрирующие звуки. Его реакция зачастую отличается от той, которую ожидают увидеть родители. Он может плакать, вздрагивать или, наоборот, замирать при неожиданном звуке. Это связано с тем, что ребенок слышит все посторонние звуки одновременно и не может различать их. Поэтому шум, доносящийся со всех сторон, различного тембра, высоты и громкости вызывает у него такую себе «шоковую» реакцию.

фото 4

В первую очередь новорожденные дети начинают различать голос мамы. Ведь именно она разговаривала с ним еще задолго до его рождения. Поэтому теперь, когда он столкнулся с окружающим миром, мамин голос способен успокоить его. Согласно исследованиям, дети также различают знакомые музыкальные или литературные произведения, которые слышали, будучи в утробе матери. О том, что они узнают знакомые строки, свидетельствует их реакция — активные движения ножками и ручками.

Помимо самого звука, новорожденные дети умеют различать интонацию, тембр голоса, темп разговорной речи, а также отличать звуки. Лучше всего ребенок слышит высокие звуки. Чтобы развивать слух малыша, необходимо чаще общаться с ним, включать детские песни и сказки. В зависимости от того, какой звук слышит ребенок, у него может быть разная реакция. О том, что малыш реагирует на посторонние звуки могут свидетельствовать:

  • замирание;
  • плач;
  • вздрагивание и судорожные движения;
  • поворот головы в сторону источника звука;
  • поиск источника звука глазами.

Ребенок различает темп речи: когда мама начинает говорить быстро — его движения ускоряются; как только речь мамы замедляется — успокаивается и малыш.

Как проверить слух новорожденного?

На этом этапе можно определить отклонения и патологии. В дальнейшем детский слух нужно проверять на медицинских комиссиях.

Для того, чтобы проверить слух новорожденного дома, существует несколько методов:

  1. Хлопки в ладоши. Для этого надо сделать несколько хлопков вне зоны видимости малыша. Если нет никаких патологий или затруднений в развитии, то ребёнок вздрогнет или посмотрит в сторону звука;
  2. С помощью любой крупы. В три разные ёмкости, желательно пластиковые, нужно насыпать сушеный горох, гречку и манку. Все эти крупы создают колебания разной интенсивности. В первые несколько недель ребёнок будет реагировать на звук гороха, так как он издает низкие тональности.

Стоит помнить, что объективно оценить слух новорождённого ребенка без специальной аппаратуры не получится, так как уши и слуховые каналы только формируются.

Реакции ребенка на звук

Есть и другой способ: возле ушка спящего ребенка медленно сдавливают детскую пищалку. В ответ на незначительный писк веки крохи вздрогнут, что будет свидетельствовать о том, что посыл услышан.

При желании можно перенести проверку и на более поздний срок. В возрасте двух месяцев кроха перестанет вздрагивать при каждом незнакомом шорохе. К трем месяцам слух обычно устанавливается окончательно. Лучшее тому подтверждение – поворот головки в сторону источника звука.

В то же время пока сложно ответить, когда карапуз осознанно будет реагировать на свое имя. Одни с легкостью делают это уже в 4 месяца, другие – тянут порой до полутора лет. В любом случае, если врач не обнаруживает серьезных проблем со слухом, беспокоиться не надо. В конце концов, у разных малышей наблюдается разная реакция на одни и те же звуки. Все зависит от их характера и темперамента.

Учитывая современные возможности диагностики слуха, своевременным считается исследование его в роддоме или хотя бы в течение первых двух месяцев жизни. Первым сроком обследования крохи у ЛОРа считается 3-месячный возраст (перед проведением вакцинации против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита).

Но если в том родильном доме, где появился на свет ваш малыш, подобных исследований не проводится, а ребенок входит в «группу риска» хотя бы по каким-то из перечисленных критериев или у вас появилось, пусть даже малейшее, подозрение, немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного срока.

Еще раз хочется напомнить: будьте внимательны к своему малышу, но не пытайтесь самостоятельно ставить ему диагноз! Ваша задача — вовремя обратиться к специалисту. Он сможет развеять ваши подозрения, убедив вас, что с малышом все в порядке и повода для тревоги нет, или направит в соответствующее квалифицированное учреждение.

Когда необходимо обратиться к врачу?

Статистика говорит о том, что новорожденные дети с проблемами слуха встречаются не так уж и редко. Поэтому молодые родители должны наблюдать за своим малышом. Ведь сам он пока не может сказать, что его беспокоит. В то же время от состояния слуха у ребенка напрямую будет зависеть и развитие его речи.

Обратить внимание на здоровье слухового аппарата необходимо в следующих случаях:

  • Если ребенок родился недоношенным. Чем раньше родился малыш до установленного срока, тем выше риск того, что его слух не успел развиться как следует. Кроме того, на последующую работу слухового аппарата может влиять искусственное дыхание или реанимационные мероприятия, проводимые сразу после родов.
  • Если ребенок имеет врожденные пороки развития, то это тоже может стать причиной проблем со слухом. К таким порокам относятся: неправильная форма черепа, деформация ушей, заячья губа и т. д.
  • Если кто-то из родственников малыша имел проблемы, связанные со слухом, то необходимо проконтролировать состояние здоровья у малыша в этой области.
  • Корь и краснуха, перенесенные мамой во время беременности, а также перенесенные малышом, несут риск осложнений, связанных как раз с нарушением слуха.

Если ваш малыш относится к одной из перечисленных групп риска, то желательно проверить слух своего малютки до шестимесячного возраста. Сделать это должен хороший специалист в данной области. Обратиться к доктору необходимо и в том случае, когда вы сомневаетесь в результатах собственных проверок, проведенных по приведенным выше методам. Любое сомнение не должно оставаться не проверенным.

Все дети разные и по-разному проявляют свою реакцию на новые и уже знакомые им звуки. Если вам показалось, что малыш не слышит — не нужно паниковать. Выявить проблему со слухом у новорожденного ребенка самостоятельно очень сложно, поэтому постановку диагнозов доверьте профессионалам. Главное, наблюдать за поведением своего малыша и при малейших сомнениях делиться ими с доктором.

Когда забить тревогу

Пожалуй, для всех родителей знакома ситуация, когда увлеченный чем-то ребенок никак не реагирует на звук. Его зовут, а он будто не замечает. Самое интересное, что такие явления могут наблюдаться у детей любого возраста. Дабы успокоиться, мамы отправляются на прием к врачу, хотя чаще всего все объясняется особенностями детского развития. Дети умеют абстрагироваться.

Другое дело – серьезные проблемы со слухом. У младенцев чаще всего они проявляются тугоухостью и глухотой. Разумеется, диагностировать эти недуги может только врач, однако сама мама способна помочь ему в этом.

В группе риска всегда находятся дети рожениц, которые:

  • переболели краснухой, корью, гриппом во время беременности, особенно на ранних сроках, когда закладываются органы слуха плода.
  • употребляли алкоголь или наркотики;
  • работали на вредном предприятии, вдыхали токсические вещества;
  • родили раньше или позже установленного срока.

На какой неделе после рождения ребенок различает звуки?

Слух новорожденного ребёнка формируется довольно быстро. Еще до появления на свет дети способны различать звуки в животе у матери. Именно поэтому врачи часто рекомендуют больше общаться со своими малышами в период внутриутробного развития. Это помогает ребёнку в дальнейшем быстрее отличать голос матери от других звуков, окружающих его.

После рождения уши малыша около трёх дней наполнены специальной жидкостью, из-за которой слух не может быть чётким. Именно из-за этого дети поначалу реагируют только на громкие звуки или вибрацию. Уже через 3-4 недели после рождения ребёнок способен узнавать привычные звуки и шумы. Реакция выражается в:

  • способности останавливать взгляд на определенных, понравившихся, предметах;
  • во внимательном изучении человеческих лиц;
  • в небольшом косоглазии;
  • в более внимательном рассматривании черно-белых картинок, чем цветных.
Предлагаем ознакомиться:  Какие лучше погремушки для новорожденных?

Проверка слуха у новорожденного

Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?

Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.

Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.

Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.

Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.

Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!

Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.

Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.

Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.

Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка. Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?

  • В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
  • В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
  • В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума. Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
  • В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.

Проверить слух новорожденного может и врач-невропатолог. При этом врач громко хлопает в ладоши сначала с одной, а потом с другой стороны ребенка. Новорожденный при этом вскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальчики. Затем те же движения, но в обратном порядке. Этот рефлекс называется рефлексом Моро. Подробнее о нем и других рефлексах новорожденного {amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.

Как слышит грудничок?

В течение первого месяца развития дети способны слышать только громкие звуки, но после этого периода времени, они начинают различать и реагировать на различные голоса и другие посторонние звуки. Чтобы понять, что ребенок начинает хорошо слышать, стоит обратить внимание на такие признаки:

  1. В зависимости от скорости речи ребёнок может вести себя активно или спокойно;
  2. Интонация — сердитый голос может расстроить малыша, а ласковый, наоборот, будет успокаивать и радовать;
  3. Происходит разделение на звуки, которые нравятся, и которые не нравятся.

Часто новорождённые дети могут увлечься каким-то одним предметом, издающим приятный для них звук, например, погремушкой. Тогда они могут на какое-то время перестать обращать внимание на другие шумы, но это вполне естественно и быстро проходит.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха?

Существует две основные классификации нарушения слуха у детей: тугоухость и глухота. По своей природе они бывают наследственные, природные или приобретённые. Причин для развития этих патологий несколько:

  • вирусные заболевания или инфекции.
  • тяжелый период беременности у матери.
  • применение вредных или токсичных веществ во время вынашивания плода.
  • наследственность.
  • различные генетические мутации.
  • болезни лор-органов, например, аденоиды.

Проблемы со слухом

Опасность возникновения нарушений органов слуха состоит в первую очередь в том, что может произойти задержка в психологическом или же интеллектуальном развитии ребёнка, из-за чего малыш не сможет жить полноценной жизнью.

Статистика говорит, что количество детей с нарушениями слухового аппарата растет. Причин тому огромное количество:

  1. Плохая наследственность. Если родители, бабушки или дедушки новорожденного страдали нарушением слуха, то в 50 процентах случаев это передается ребенку.
  2. Курение во время беременности, употребление алкоголя. Даже малые дозы спиртного могут привести к нарушению развития органов слуха и зрения ребенка. То же самое касается и сигарет.
  3. Сахарный диабет у матери, нарушение функций щитовидной железы, гестоз и другие патологии беременности.
  4. Употребление антибиотиков во время беременности, лечение другими серьезными лекарственными препаратами.
  5. Стремительные или наоборот, затяжные роды, применение акушерских щипцов.
  6. Вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности. Например, токсоплазмоз в 45 процентах случаев может привести к снижению слуха.
  7. Частые отиты и воспаления среднего и внутреннего уха. Чтобы избежать частых болезней и простуд, необходимо закалять ребенка и укреплять его иммунитет. Подробнее об этом смотрите в курсе Здоровый ребенок {amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Как развивается слух

На первой неделе жизни ребёнок слышит только близкие и громкие звуки.

Он не воспринимает их как чёткие, поскольку ухо ещё недостаточно развито.

Постепенно малыш начинает активнее реагировать на голоса, особенно материнский, поскольку он способен успокоить и помочь почувствовать безопасность.

К основным реакциям на правильно развитие слуха у новорождённого можно отнести:

  • поворот головы по направлению шума.
  • поиск глазами источника звука.
  • плач, как сильный, так и всхлипывания.
  • интенсивные движения руками и ногами.
  • замирание и прислушивание.

Помимо обычных звуков и маминого голоса, которые окружают новорождённого, нужны дополнительные средства для правильного формирования слуха.

На помощь могут прийти различные музыкальные инструменты и игрушки. К примеру, это могут быть погремушки и колокольчики.

Суть метода развития слуха заключается в привлечении внимания ребёнка звуком.

Важно, чтобы эти звуки не были слишком громкие или неприятные, так как они могут напугать или расстроить малыша.

Также можно петь детские песни и колыбельные, главное — следить за голосом, он должен быть спокойным и ласковым. Не стоит забывать, что хорошо развитый слух помогает ребёнку быстрее адаптироваться во внешнем мире и быстрее начать понимать человеческую речь и разговаривать.

Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.

А по сути, привлечь внимание крохи могут просто высокие тона. Кстати, именно поэтому наши мамы и бабушки так любят с детьми «сюсюкаться». И именно поэтому те всегда реагируют на других детей, точнее на их голоса.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector