05.10.2019     0
 

Детская психология — Психология человека


Наблюдение — база понимания

Психология детей, их внутренний мир, формируется под влиянием внешнего окружения, прежде всего тех людей, которые встречают и сопровождают их с самого рождения: мам, пап, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, прочих родных, друзей семьи и т. д. Именно они создают условия для жизни маленького человека, обеспечивают психологический комфорт.

Первым и главным человеком с момента зарождения жизни, когда сливаются воедино мужские и женские половые клетки, становится для еще не рожденного малыша мама. Она согревает его своим теплом, окружает любовью и заботой. Звук ее голоса – первое, что он слышит еще в утробе. Во время беременности начинается общение матери и дитя, формируется материнская психология, психологическое развитие ребенка проходит свой начальный этап.

В течение этих месяцев ожидания, которое бывает тревожным и самым счастливым, томительным и непростительно быстротечным, кардинально меняется духовный мир женщины. А параллельно начинается процесс формирования личности, становления характера. Психология развития ребенка получает определенный «вектор».

Если будущая мама ощущает умиротворение, спокойствие, радость, осознавая, что в ее организме уже зародилась новая жизнь, психология ребенка (мальчика или девочки) развивается гармонично. Малыш, находясь в материнском лоне, вместе с важными нутриентами, гормонами, «впитывает» любовь и ту положительную энергию, которая исходит от матери.

В это время все близкие должны постараться окружить будущую маму вниманием и заботой, по возможности избавить от груза бытовых обязанностей и проблем, защитить от невзгод и стрессов. Хроническая усталость, потрясения, конфликты, потери и прочие неприятности способны негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии и здоровье матери и дитя.

Для здоровья малыша в это время очень важно благополучие его мамы. Детская психология ребенка требует спокойствия, нежных прикосновений к его «домику-животику», приятных звуков ее голоса и т. п.

Одним из самых простых, но наиболее эффективных способов изучения детской психологии является наблюдение. Для этого нужно выражать заинтересованность в том, что делают или говорят дети, наблюдать за их действиями, выражениями и проявлениями темперамента, когда они едят, спят и играют. И, конечно, помнить, что каждый ребенок уникален, он — личность, которая может проявлять себя в самом раннем возрасте.

Вот несколько вопросов, которые помогают понимать психологию ребенка:

  • Что ребенок любит делать больше всего?
  • Как он реагирует, когда ему приходится делать что-то, что ему не нравится, например, есть овощи, рано ложиться спать или делать домашние задания?
  • Насколько он социален, как ведет себя с другими людьми и в новых ситуациях? Умеет ли делиться, стремится освоить что-то новое?
  • Легко ли ребенок знакомится, способен ли быстро адаптироваться к изменениям в окружающей среде?

В процессе наблюдений и ответов на вопросы не стоит пытаться судить о ребенке, хорошо ли он что-то делает или не соответствует ожиданием. Наблюдение — процесс накопления информации, а не оценки.

Наблюдение за другими детьми такого же возраста помогает лучше понять своего ребенка. Это может позволить понять, как ребенок ведет себя в социуме и определить его сильные и слабые стороны, которые определяют его личность. Это не означает, что надо сравнивать свое чадо с каждым ребенком в его возрасте и судить о том, кто лучше.

Родители склонны определять способности своих детей к успеху, сравнивая их с другими детьми. Однако это может оказать негативное влияние на ребенка в долгосрочной перспективе. Хотя сравнение не всегда в худшую сторону, это может быть опасно, когда если переусердствовать.

Кризис 7 лет

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются  основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать  революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень  трудно определить моменты их  наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что  возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди.  При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма  матери.

По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности.  Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова,  т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются  произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная. Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам  говорить еще не умеет.  В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты  с взрослыми при  помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов  малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если  родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения  — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться.  Каждое движение  открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с  данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий  имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Особенности детской психологии

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм  на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку.

В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!». Противоречие между личностным Я и окружающим миром.  Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.

Симптомы кризиса у ребенка в этот период:

  • негативизм, ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
  • падение продуктивности, способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже  в тех областях,  в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.

Детская психология — Психология человека

Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это  наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.

У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке,  философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и  внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое ангиопатия сетчатки глаз у ребенка как лечится заболевание

В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.

При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» гормоны секса. Начинается процесс мучительного расставания с детством.

Ведущая деятельность  в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.

Основные новообразования:

  • формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
  • образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру,  становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
  • эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
    • эмансипации – требовании к независимости.
    • новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
    • появление романтических отношений с представителями другого пола.
    • изменение внешнего облика и манеры одеваться.

В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.

Качество, а не количество

Родители сегодня заняты «жонглированием» рабочими обязанностями и домом. Многозадачность, как ее называют, позволяет взрослым позаботиться о многих вещах одновременно, и одной из «вещей» является ребенок. Если время вместе с ребенком проводится в «многозадачном» режиме — совмещенном с походом в магазин или написанием писем, то настало время перемен. Чтобы понимать детей, необходимо действительно уделять им время.

Детская психология — Психология человека

Минут и даже часов, которое родители проводят со своими детьми за обеденным столом, при сопровождении в школу и гуляя в компании на детских площадках, недостаточно. Возможно, придется посвятить время разговору и игре с ребенком и освоить «качественное» совместное времяпрепровождение, которое позволит понять детскую психологию.

Разговоры с детьми позволяют нам узнать, что происходит в их жизни в школе и дома, какая их любимая музыка или передача, и что их радует, а что наоборот.

Качественное времяпрепровождение не всегда означает говорить или делать что-то вместе. Иногда можно просто сидеть вместе и молча наблюдать за ребенком, чтобы собрать информацию о его личности.

Возрастная психология и развитие ребенка школьного возраста

Детство — это пора, когда ребёнок начинает познавать мир. Основные черты будущего характера закладываются до 3–6 лет. В детском возрасте ребёнок не понимает многих вещей, но он всецело доверяет родителям, они являются для него главным авторитетом. Детей легко обмануть, ведь они ещё не научились отличать правду от вымысла. Маленький человек мыслит нелогично, он находится в плену своих фантазий и ошибочного представления об окружающем его мире.

Внешне маленькие дети беспомощны и ранимы, хотя на самом деле у них здоровая психика и они знают, как добиться своего от взрослых. Главное для ребёнка — это обеспечить за счёт родителей свои потребности и интересы. С первых дней жизни малыш использует свои эмоции, чтобы получить от взрослых желаемое.

Психология: дети, родители и другие взрослые

С возрастом дети начинают взаимодействовать друг с другом — играть, общаться, дружить. В школьные годы между ними часто возникают конфликты. В этот период у детей формируется характер, происходит становление личности.

В процессе взросления ребёнок вбирает в себя весь культурный и исторический опыт предыдущих поколений, общественные ценности становятся его личными. Благодаря полученным знаниям развиваются индивидуальные способности детей. В период взросления ребёнок осваивает те понятия, которые приняты в среде его существования.

Детская психология для большинства родителей — это дремучий лес, в нём легко заблудиться и пойти неправильным путём. А чтобы избежать ошибок, которые могут негативным образом сказаться на психике маленького человека, взрослым рекомендуется почитать книги по детской психологии.

Полезные советы по воспитанию своих малышей можно почерпнуть из психологической литературы. Книги по детской психологии для родителей — это настоящая сокровищница знаний. Благодаря произведениям психологической тематики взрослым удаётся понять мир своих детей, разгадать их мысли, причины поступков. Забота о ребёнке немыслима без правильного его воспитания.

Лучшие книги по детской психологии:

  1. Януш Корчак «Как любить ребёнка».

Книга написана замечательным человеком, национальным героем и защитником сирот. В ней даются рекомендации о том, как следует относиться к ребёнку, его чувствам и переживаниям, как правильно воспитывать малышей, с рождения уважая их достоинство. Произведение знаменитого гуманиста пропитано любовью к подрастающему поколению.

  1. Анна Быкова «Школьники «ленивой мамы»».

Из этой книги взрослые смогут узнать, как не ошибиться с выбором школы, как относится к оценкам своих детей, как помочь им с уроками. Произведение рассматривает некоторые проблемы школьной жизни, например, травлю и нарушение учителями прав ребёнка. На страницах своей книги автор рассказывает, как пережить школьные годы без лишних стрессов и неврозов и как не испортить детство собственному малышу.

  1. Дима Зицер «О бессмысленности воспитания подростков».

Переходный возраст — это такой этап жизни, когда подросток ещё не взрослый, но уже и не ребёнок. В этот период происходит перестройка организма, дают о себе знать гормоны, молодым людям бывает трудно себя сдержать из-за эмоциональной нестабильности и несовершенства характера. В своей книге автор пытается разобраться в тонкостях психики подростка, размышляет, как вести себя родителям с почти взрослым человеком, нужно ли его воспитывать и наказывать.

  1. Даниэле Новара «Не кричите на детей».

Лучшие книги по детской психологи не рекомендуют повышать голос на своего ребёнка. Правда, на практике не всем родителям удаётся разрешить конфликтную ситуацию без крика. Что делать, если малыш не слушается, а подросток изводит окружающих эксцентричными выходками? Оказывается, из любой проблемы можно найти выход, и при этом вовсе не обязательно повышать голос.

К такому выводу пришёл известный итальянский психолог Даниэле Новара. В своём произведении он рассказывает, как воспитывать своих детишек, не унижая их достоинство и не прибегая к повелительному тону. Конфликты в семье нужно уметь сглаживать, а унижение достоинства маленького человека может привести к развитию комплексов, которые негативно скажутся на его будущей жизни.

  1. Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?».

Это произведение является одним из самых лучших. В нём раскрываются тайны детской психологии для понимания родителями. На страницах своей книги автор рассказывает, как воспитывать детей, даёт рекомендации и советы. Сюжеты для написания произведения взяты из реальной жизни. Писательнице приходилось самой перевоспитывать трудных подростков, она вынесли из этого опыта ряд бесценных наблюдений, которыми решила поделиться со своими читателями. Общаться с детками нужно спокойно и с любовью – это вывод авторитетного российского детского психолога Юлии Гиппенрейтер.

  1. Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка».

В своём произведении автор подробно описывает такой момент, как привязанность. Оказывается, в раннем возрасте дети настолько привязаны к своим родителям, что любое расставание с ними наносит им душевную травму. Психика ребёнка страдает, если рядом нет человека, который о нём заботится, на которого можно опереться.

  1. Эда Ле Шан «Что делать, если ребёнок сводит вас с ума».

Все наблюдения и рекомендации автора имеют практическую значимость. В книге рассматриваются конфликтные ситуации и способы разрешения проблем. Для того чтобы уладить семейные конфликты, эпицентром которых является ребёнок, нужно в первую очередь унять собственные негативные эмоции и понять причины поведения своего малыша.

  1. Дональд Вудс Винникотт «Маленькие дети и их матери».

Известнейший английский детский психиатр убеждён, что каждая женщина способна стать самой лучшей мамой на земле. Некоторые моменты из книги шокируют читателей – настолько они правдиво описаны. На самом деле сразу после рождения ребёнка многие мамы психологически не готовы к материнству. Они испытывают тревогу, депрессию, не знают, как вести себя в новой роли. Для того чтобы стать хорошей мамой, нужно поверить в собственные силы и окружить своего малыша заботой, любовью и вниманием.

  1. Сюзен Форвард «Токсичные родители».

Автор книги является ведущим американским психотерапевтом. В своём произведении Сюзен Форвард поднимает тему насилия над детьми. Она развенчивает миф о непогрешимости родителей. Взрослые в силу собственных психологических проблем травмируют психику своих малышей, нанося им физический или моральный вред.

  1. Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа».

Детская психология — Психология человека

пособия, бесплатные колледжи, опытные учителя. Однако главная роль в воспитании детей отводится родителям. Как же им удаётся жить полноценной жизнью и воспитывать счастливых и вежливых детишек? Оказывается, французы вовсе не воспитывают своих любимых чад, они их растят. Могут себе это позволить. Детей с раннего возраста приучают к самостоятельности, а тот факт, что с ними не может произойти ничего плохого – это заслуга общества в целом.

Родители, которые хотят воспитать ребёнка, должны знать, как это правильно сделать. Без специальной психологической литературы можно наделать много ошибок, которые впоследствии скажутся на детском мировосприятии. Вся необходимая для взрослых информация имеется в книгах по детской психологии, которые можно почитать онлайн совершенно бесплатно.

Если родители не могут понять причин поведения своих любимых чад и никакие научные произведения им в этом не помогают, можно обратиться за помощью к опытному специалисту. Для молодых пап и мам организованы специальные курсы, на которых опытные психологи учат их быть родителями. На каждом занятии рассматриваются проблемы слушателей курса и способы преодоления трудностей в воспитании. Уроки психологии для родителей – это разрешение всех семейных неурядиц.

Лучше всего советоваться с практикующими психотерапевтами, которые заинтересованы в решении проблем своих клиентов. Психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин поможет родителям понять своего ребёнка, наладить гармоничные отношения в семье, избавиться от конфликтов, воспитать в маленьком человеке положительные качества. Много интересных видео можно посмотреть здесь.

Предлагаем ознакомиться:  Детский Ибуклин Юниор инструкция по применению таблеток с дозировками для детей разного возраста

Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.

Дети нуждаются в неразделенном внимании родителей

При планах провести время с ребенком стоит планировать только это и ничего больше. Дети заслуживают самого пристального внимания. Если пытаться разговаривать с ребенком во время приготовления пищи, вождения машины или чего-то еще, скорее всего, самые важные мысли и идеи, которые можно услышать, будут упущены.

Что делать? Планировать хотя бы одно занятие, которое позволяет проводить время исключительно с ребенком. Когда родители уделяют пристальное внимание своим детям, они чувствуют себя в безопасности и открываются с большей охотой.

Семья — это главная опора детей. Там они ищут любовь, заботу и понимание. И родители должны находить время выслушивать детей и вникать в их проблемы. Контакт с ребенком является основой воспитания. Поэтому желательно, чтобы родители больше времени проводили с детьми, организовывали семейный летний отдых или выезд за город по выходным.

Важно поддерживать детей всегда, даже когда родителям кажется, что они не правы. Дети имеют право на собственное мнение, и родителям нужно его уважать.

В критической ситуации нужно попытаться посмотреть на конфликт глазами сына или дочери. Попробовать на время стать психологом и разобраться в мотивах детского поведения. Родителям рекомендуется почитать статьи по детской психологии. Поиск компромисса поможет уладить конфликт и сохранить с детьми теплые отношения.

Окружающая среда и ее влияние

Исследования показали, что поведение и отношение ребенка в значительной степени зависят от окружающей среды, в которой он воспитывается. Чтобы лучше узнать ребенка, надо обратить внимание на окружающую среду, в которой он находится.

Исследования также доказывают, что окружающая среда может влиять на развитие мозга ребенка, что, в свою очередь, влияет на развитие его языка и когнитивных навыков. Поведение детей во многом зависит от окружающих их людей и их способов взаимодействия. Стоит потратить время, чтобы оценить атмосферу дома и в школе или в детском саду. Например, если ребенок агрессивен или отказывается от социализации, наблюдение может выявить, что или кто повлиял на него таким образом.

Особенности детской психики

  • интонации: то, как говорящий выделяет слово или фразу голосом;
  • язык тела: жесты рук, мимика, поза тела при разговоре.

Чтобы научить доносить свои ощущения понятнее и развить эмоциональный интеллект, стоит оценивать свои эмоции и помогать ребенку называть их: «и тогда ты испугался?», «и ты очень обрадовалась».

Надо не просто слушать, но и давать ребенку понять, что его слышат и воспринимают всерьез. Принципы активного слушания помогают детям убедиться, что они важны для взрослых, а также обогатить свой словарь.

Психология детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте мальчики и девочки продолжают совершенствовать свои физические, умственные возможности, активно развивается психология детей, обогащается их внутренний мир, раздвигаются границы эмоциональной сферы.

Психология ребенка 5 лет (немного младше или старше), более совершенна, чем духовная организация младенца. В этом возрасте он располагает наглядно-образным типом мышления, постепенно превращающимся в словесно-логический, который помогает ребенку активно осваивать действительность, общаться со сверстниками и взрослыми.

Дошкольники любят ролевые игры, совместный труд, проявляют интерес к групповому обучению, могут дольше, чем прежде, концентрировать внимание и заниматься каким-либо одним делом. В это время нередко проявляются творческие способности малышей.

Прогресс психологии ребенка, мальчика или девочки дошкольного возраста, во многом обусловлен овладением связанной речью, грамматическим строем языка.

Хотя семье принадлежит главенствующая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста, когда он впервые переступает порог детского сада, часть обязанностей, в том числе по формированию психологии детей, берут на себя воспитатели, штатные детские психологи.

Они владеют специальными знаниями по психологии поведения детей, обладают практическим педагогическим опытом. Воспитатели помогают дошкольникам:

  • осваивать гигиенические навыки;
  • приемы самообслуживания;
  • прививают культуру поведения в общественных местах;
  • знакомят с правилами личной безопасности;
  • развивают речь;
  • когнитивные способности;
  • обучают и т. д.

Специалисты знают, как распознать отклонения в психологии детей дошкольного возраста, и умеют корректировать их при помощи игровой терапии, специальных групповых тренингов и т. п.

Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, вся ответственность за его развитие, в том числе формирование психологии детей, остается на плечах родителей и близкого окружения. Папы, мамы, бабушки, дедушки и другие взрослые должны постараться максимально расширить кругозор ребенка, обогатить его внутренний мир. При этом следует поощрять его общение со сверстниками на детской площадке, на прогулке в парке, в гостях у родных и друзей.

В этом возрасте для гармоничного развития психологии детей необходимы групповые игры, совместный с другими детьми и взрослыми труд. Ребенок должен учиться общаться в социуме, правильно вести себя в коллективе. Поэтому, если дошкольник по каким-либо причинам не посещает детский сад, имеет смысл записать его в спортивную секцию, кружок, творческую студию для детей, где он сможет набираться опыта общения со сверстниками.

Взрослые должны уважать мнение дошкольника, прислушиваться к нему, давать ему возможность высказывать свою точку зрения. Иначе в будущем, когда он пойдет в школу, у ребенка могут возникнуть проблемы в отношения со сверстниками, сформируется заниженная самооценка.

Спустя год после рождения вместо единого целого мамы и младенца появляется ребенок и взрослый. Малыш становится самостоятельным и более независимым. Он уже может сам передвигаться, играть с предметами и произносить несложные слова. В этом возрасте он целиком поглощен предметами.

Взаимодействие взрослого и малыша осуществляется через игру. Кроха еще не может понять, что делать с окружающими вещами. И взрослый постоянно объясняет ему функцию и назначение вещи. В процессе игры дети осваивают различные предметы и начинают осознавать последствия действий с ними.

Например, когда ложка подносится к лицу, малыш открывает рот. В этом возрасте он уже способен на перенос действия. Если он научился пить из чашки, то он повторяет такие же действия и со стаканом. Дети после года уже могут обобщать. Они активно подражают действиям взрослых, и их развитие в этот период полностью основано на восприятии.

Это период, когда ребенок отдаляется от семьи и устанавливает связь с окружающим миром. Основной тип деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно через игру дошкольник пытается моделировать ситуацию и учится ориентироваться во внешнем мире. В сюжетно-ролевой игре малыш эмоционально, а потом и интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений.

Кризис первого года

Ребенок берет на себя роль мамы или врача и символично пытается сымитировать поведение взрослого. Он плачет, как пациент, или наказывает дочку, как мама. От того, что он действует по правилам, малыш получает удовольствие. Для игр дошкольнику нужен товарищ. Так моделировать ситуацию получается гораздо лучше. Поэтому в этом возрасте дети стремятся быть в коллективе. Они остро нуждаются в ровесниках.

Дошкольники связывают свои движения с окружающим миром. В этот период они начинают увлеченно рисовать. Их первые каракули постепенно приобретают для них смысловое значение. Дети дают названия своим творениям. Хотя обнаружить связь между нарисованным и названием взрослому трудно, для малыша она есть.

И это признак изменения в мышлении ребенка. Если раньше ему нравились движения сами по себе, сейчас он их связывает с окружающим миром. Пытаясь точнее отобразить предмет, малыш овладевает моторной координацией. Таким образом, занятия рисованием стимулируют интеллектуальное, психическое и физическое развитие детей.

В этом возрасте разделяются  линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает  самосознание,  развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Рисование - один из способов познать детскую психологию

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями  дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

  • личностная готовность;
  • коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
  • когнитивная готовность предполагает уровень развития  процессов познания: внимания, воображения, мышления;
  • технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
  • уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Использование правильных вопросов

Чтобы ребенок говорил, важно уметь задавать правильные вопросы, открытые, которые побуждают делиться информацией.

Вместо того, чтобы спрашивать: «Тебе нравится эта песня?» и слышать «да» или «нет» в ответ, можно спросить: «Что ты думаешь об этой песне?», и это поможет ребенку сказать больше. Вместо того, чтобы спросить, с кем дети играют, лучше узнать, в какие игры они играют.

Кроме того, никогда не стоит уклоняться от вопросов, которые задает ребенок. Если у нет ответа на вопрос, стоит сказать, что «сейчас я не готов отвечать, мне нужно время», и возвратиться к ответу позже. Отказ отвечать, под любым предлогом — «слишком рано знать», «мне некогда», «что за глупости» и т. п. приведет как к отсутствию вопросов, так и к нежеланию детей отвечать в ближайшем будущем.

Сочувствие и сопереживание ребенку

Иногда надо думать, как ребенок, и даже действовать, как он. Эмпатия — важное качество, которое должны развивать родители, если они хотят лучше понять своих детей. Можно быть в курсе того, что переживают дети, когда они рассказывают об этом. Но невозможно даже приблизиться к пониманию того, что они испытывают без умения переживать. Как этого достичь?

Предлагаем ознакомиться:  Антибиотики при беременности, какие антибиотики можно беременным

Во-первых, изменять свою речь, чтобы лучше понимать ребенка и помочь ему «найти общий язык». Стоит спросить себя: «Если бы я был ребенком, понял ли бы я взрослые разговоры со сложными словами и выражениями?».

Во-вторых, попытаться осознать, как бы взрослый себя вел и реагировал на месте ребенка в его ситуации?

Возрастная психология и развитие ребенка школьного возраста

В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.

Основные новообразования в этом возрасте:

  • интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
  • личностная рефлексия, расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.

В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.

На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.

Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.

Первая улыбка на личике малыша - первая попытка общения

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе.

Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками.  Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие.  Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию депрессии у детей школьного возраста.

Когда малыш приходит в школу, происходит перестройка всех его систем отношений с действительностью. В школе добавляется новая структура отношений: «ребенок — учитель». Если в пределах семьи существует неравенство, то в школе действует принцип «все равны перед законом», где закон и требования общества представляет учитель.

В школе важным является умение детей учиться самостоятельно. И этим умением им тоже придется овладеть. Для этого педагогам и родителям нужно сформировать у школьников познавательную мотивацию. Малыши будут бежать в школу, где им интересно и весело. Скучный процесс зубрежки нужно разбавить элементами игры. Стих в виде песенки запомнится быстрее. Именно в младшей школе идет интенсивное формирование приемов запоминания.

Многие преподаватели и родители недооценивают те трудности, с которыми сталкивается школьник при изучении нового объекта. Необходимо детальнее рассматривать новую тему, руководить восприятием школьника, дать ему время оценить информацию. В этом возрасте у детей формируется воля и вырабатываются дисциплинарные навыки.

Это возраст интенсивного интеллектуального развития.

  • малыши гиперактивны;
  • дошкольники испытывают трудности с адаптацией в детском коллективе;
  • ученики панически боятся контрольных или ответов у доски;
  • подростки становятся чрезмерно агрессивными и т. п.

Однако «белые места» в практической психологии личности ребенка еще остаются. Поэтому профессиональные психологи, педагоги и родители сообща продолжают разбираться в прикладной психологии воспитания детей разного возраста.

В первый год после появления на свет организм новорожденного проходит колоссальный путь развития. Психология детей до года также активно формируется. Параллельно приходится меняться и духовно расти родителям, приобретать новые знания по психологии детей, если они хотят влиять на формирование личности своего драгоценного чада.

Развитие детской психологии с помощью игр

Первое и главное, что волнует большинство мам и пап – это плач младенцев. Родителям приходится учиться находить его истинные причины, различать, когда кроха испытывает боль, голоден или просит поменять подгузник, а когда «маленький манипулятор» просто требует внимания, хочет, чтоб его взяли на ручки.

Уже в грудном возрасте ребенка мамам и папам следует закладывать основы его самостоятельности. Формируя психологию детей до года, необходимо стремиться к автономности. Грудничка советуют укладывать спать в собственную кроватку, оставлять хотя бы на несколько минут поиграть с первыми игрушками и т. д.

При этом младенец, будучи самым уязвимым, беззащитным, нуждается в любви, тепле, заботе, которые ему должны сполна дарить все окружающие, чтоб детская психология ребенка развивалась полноценно, он не страшился мира и людей, а рос открытым к общению, счастливым человеком.

Обычно, начиная с 10 месяцев, у младенцев манифестирует «кризис года», ребенок, психология которого активно формируется, вдруг становится непривычно капризным, требовательным, превращаясь в «маленького тирана». Это – особый этап в развитии психологии детей, который может начаться чуть раньше или чуть позже, но обычно проходит к двум годам. Его характерными признаками являются:

  • частый беспричинный плач;
  • упрямство;
  • обидчивость;
  • не свойственная ранее малышу агрессивность;
  • возросшая привязанность к матери.

Не следует пугаться «кризиса года», ребенок, психология которого продолжает совершенствоваться, должен пройти этот важный период развития, а родителям и другим взрослым следует ему в этом помочь.

  • Он – «побочный эффект» возросшей самостоятельности, которую обретает младенец, осваивая важные двигательные навыки: ползание, ходьбу и т. п.
  • Осваивая окружающий мир, малыш проявляет инициативу, но она нередко оказывается наказуема взрослыми. Отсюда и обиды, частые слезы.
  • Одновременно меняется рацион питания грудничка, он меньше времени проводит у материнской груди, а в маминой любви, тепле, по-прежнему, очень нуждается, поэтому не желает отпускать ее от себя ни на минуту, хочет, чтоб она не только не исчезала из поля зрения, но находилась на расстоянии его вытянутой руки.

Терпение и мудрость – вот два лучших союзника родителей в период «кризиса года», по мнению возрастной психологии детей. Этот нелегкий период – всего лишь одно из первых, и далеко не самое сложное испытание, которое приходится пройти, воспитывая сыновей и дочерей. Психология развития ребенка младшего возраста советует в этот период:

  • отказаться от излишних запретов;
  • не кормить насильно;
  • прислушиваться к просьбам крохи и учитывать желания;
  • почаще играть с малышом – это лучший способ отвлечь от капризов;
  • постоянно разговаривать, рассказывая о собственных действиях, обсуждая происходящее, читая сказки и т. п.;
  • доверять «взрослые дела» (например, мама может вручить ему тряпочку и доверить заниматься совместной уборкой дома, или взять с собой на кухню во время приготовления обеда, где кроха с большим интересом займется сортировкой кухонной утвари), а главное – щедро хвалить за любую помощь;
  • ввести «табу» на физические наказания, не кричать на ребенка;
  • если не удается прервать истерику словами или отвлечь игрушкой, психология воспитания детей рекомендует оставлять ребенка поплакать некоторое время в одиночестве, обычно, как только он понимает, что зрителей нет, потоки слез моментально прекращаются.

Задача родителей, учителей состоит не только в расширении кругозора школьников, но и в психологической поддержке маленького человека. Они должны помочь ему:

  • адаптироваться в новых условиях школы;
  • привыкнуть к новому распорядку дня;
  • освоить правила поведения на урока и переменах;
  • соблюдать культуру общения со сверстниками и старшими детьми, учителями и т. д.;
  • научиться групповому взаимодействию, взаимопомощи;
  • привить усидчивость, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и другие личностные качества, которые будут важны и полезны во взрослой, самостоятельной жизни.

Пока формируется психология детей, проблемы со сверстниками возникают гораздо чаще, чем во взрослом возрасте. Ребенок самоутверждается, обретает явные черты его характер, совершенствуются волевые качества и т. д.

Особенности психологии детей школьного возраста во многом обусловлены их физическим развитием. Так, примерно с 8 лет, начинается подготовка организма к пубертатному периоду. В это время мальчики и девочки предпочитают общаться, играть, сидеть за одной партой с детьми идентичного пола, а представителей противоположного – игнорируют или вступают с ними в конфликты.

Бунт с родителями во время развития детской психологии

По мере взросления, когда ребенок становится учеником школы, на его жизненном пути появляются учителя, меняются задачи родителей.

  • Приоритетом для взрослых, которые участвуют в воспитании, формировании психологии, психическом развитии детей становится освоение учебного материала. Между учеником и учителем возникает новая форма действий – передача информации.
  • Задача родителей, учителей и прочих взрослых мотивировать ребенка к активному познанию, сотрудничеству с педагогами, самообразованию.
  • Важно поощрять самостоятельность детей, доверяя им, полагаясь на них, воспитывая ответственность.
  • Ребенок должен учиться мыслить и отстаивать свою точку зрения по самым разным вопросам.
  • Учителя и родители должны мягко корректировать нарушения в поведении ребенка в этот период. Не порицать и карать, а обсуждать, показывать правильную модель поведения, поддерживать на верном пути. Похвала, по мнению опытных педагогов и психологов, гораздо эффективно помогает решить проблемы в психологии детей.
  • Мощным инструментом в руках взрослых, побуждающим ребенка к активному развитию, личностному росту, является элемент соревнования. При этом важно, чтобы дух соперничества не вытеснял взаимовыручку, желание помочь слабому, протянуть руку помощи товарищу.
  • Ребенок должен учиться взаимодействию со сверстниками, работая в команде, при наличии единых целей.

Обходиться без предположений и домыслов

Не надо предполагать, что взрослый знает, чего хочется ребенку или как он себя чувствует в любой момент времени. Если ребенок не жалуется, можно предположить, что он счастлив, и считать себя отличным родителем потому, что малыш хорошо себя ведет и не устраивает истерик. Но внешние проявления могут полностью противоречить внутренним чувствам.

Когда кто-то что-то предполагает, он закрывает себя от точного знания, тем самым увеличивая вероятность неверного выбора, реакции или мнения. Спрашивать и интересоваться — намного эффективнее, это позволяет устранять сомнения и лучше понимать детей (и взрослых).


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector