22.09.2019     0
 

Как привлечь ребенка к труду: мамины помощники


Итоги трудового детства

Многие считают, что приучать ребенка к труду и работе по дому имеет смысл лет с пяти, когда он сможет уже осмысленно справляться с элементарными обязанностями — обслуживать себя и выдерживать дополнительную физическую нагрузку. Это большое заблуждение. Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному развитию ребенка.

Точной даты и возраста, когда надо начинать приучать ребенка к труду по дому не существует. С одной стороны можно сказать, что сделать это никогда не поздно, с другой — как только ребенок научился ходить и говорить, ему уже можно давать легкие задания по дому, которые постепенно приучат его к труду во всех смыслах этого слова.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

С такой подготовкой уже в 6-8 лет ребенок может стать полноценным помощником в доме. К примеру, в круг его обязанностей будет входить мытье полов, вытирание пыли, мытье посуды, стирка белья в машинке, разогревание еды в микроволновке. Можно уже поручить пропылесосить не только ковры, но и мягкую мебель, вымыть кафельную плитку в ванной и на кухне, протереть зеркала и полочки.

Главное, разнообразить повседневный труд по дому и чередовать занятия. Опять же, любое действие стоит начинать совместно и постепенно доводить его до самостоятельного выполнения со стороны ребенка. Можно, например, ходить за покупками вместе с ребенком, а потом научить его делать это самостоятельно, посылая докупить что-нибудь по мелочи.

Третий постулат развития ребенка в этот период — никакой критики. Исключительно пожелания вместе с объяснениями в ненавязчивой и легкой форме.

Советы для родителей

Небольшие рекомендации для родителей, приучающих маленьких детей к помощи:

  1. Работа для ребенка должна быть посильной. Не перегружайте его и не переоценивайте его силы. Сначала давайте легкие и простые задания, далее понемногу усложняйте и добавляйте.
  2. Не заставляйте делать насильно, ее приказывайте, не кричите. Все должно быть в спокойном ключе. Стремитесь договариваться. Тогда у ребенка будут формироваться положительные эмоции от работы, он не будет ее бояться.
  3. Имейте терпение. Особенно маленькие дети выполняя поручения взрослого, могут его понимать по-своему. Сделают не так как вам хотелось бы. Или как чаще всего бывает напакостят больше, чем помогут. Сдерживайте свои эмоции. Он старался, как мог!Оценивайте старания ребенка.
  4. Не переделывайте результат. Доверяйте и цените труд своего ребенка, никогда не исправляйте его. Если уж что-то вас категорически не устраивает, то аккуратно попросите и согласуйте с ним доработку.
  5. Не наказывайте трудом, так вы только вырабатываете у ребенка нежелание и отвращение вам помогать. В последствии он будет воспринимать труд и помощь вам, как наказание и каторгу. А еще и того хуже, будет стремиться всячески избегать трудового воспитания.
  6. Объясняйте ребенку, что важен не только процесс работы, а доведение этого процесса до конечной точки и получение желанного результата. Научите ребенка с малых лет радоваться поставленной задаче даже повседневного характера.
  7. Правильно формулируйте свои просьбы и задания. Не думайте, что ребенок прочитает ваши мысли и сам обо всем догадается. Говорите то, о чем хотите сказать.девочка стирает белье

Приобщая детей к обычному домашнему труду, мы закладываем в них определенные черты характера. Несколько ключевых советов могут помочь в приобщении ребенка к труду по дому.

Итак, что должно присутствовать в приобщении детей к домашнему труду, а чего быть не должно:

Предлагаем ознакомиться:  Каким должен быть уход за кожей осенью

  • У каждого действия, которому вы обучаете ребенка, должна быть мотивация. Ее следует проговаривать, обыгрывать, обсуждать.
  • Ребенок должен трудиться по дому регулярно — иначе результата не будет.
  • Любой момент обучения не должен быть навязчивым, так же как нельзя делать из работы по дому наказания, иначе она перейдет из разряда обязанностей в разряд повинности.
  • Не подгоняйте ребенка, если он делает все «вдумчиво и с расстановкой», а поначалу еще и неумело. У каждого свой темперамент. Более спокойным подойдет неспешный труд на одном месте, а более подвижные предпочтут носиться по квартире, передвигать и переставлять предметы, подносить и убирать их.
  • Не забывайте хвалить детей за проделанную работу.
  • Можно в качестве мотивации ввести систему вознаграждений, но ни в коем случае не приучать к ней ребенка, иначе у него сложится стереотип материальной выгоды от собственных поступков и действий, что вряд ли поможет в воспитании.
  • Ошибки в любой работе неизбежны. Не спешите тут же исправлять допущенные ребенком недочеты. Лучше объяснить, что сделано не так, и попросить переделать это его самого.
  • Сразу приучайте делать все добросовестно и качественно, но не сопровождайте действия ребенка нотациями и поучениями. Лучше сочините сказочку вроде «Федорино горе» Корнея Чуковского, которая даст понятие и чистоте и порядке.
  • Приучайте ребенка не бросать одно дело и приниматься за другое. Каждая работа должна быть сделана от начала до конца.
  • Самый лучший способ показать, что всякий труд важен и необходим — это подключить ребенка к процессу. Устроили уборку кухни — выделите ему небольшой участок с фронтом работ. Вместе и трудиться веселее, и обучать легче.
  • Помощь в уборке по дому должна быть к месту и ко времени. Не стоит отрывать малыша от важных занятий, лучше выделить для работ по дому отдельное время, предупредив ребенка его об этом заранее.
  • Сегодня «детский график» весьма насыщен. Помимо подготовительных и школьных занятий в учебных заведениях, в него входит посещение кружков, секций и т. д. Не исключайте из расписания ребенка под видом перегруженности домашний труд. Просто продумайте график работ ребенка и распределите в нем все виды его деятельности равномерно.

Раннее развитие детей: от полутора до трех лет

В этом возрасте все успехи начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребенок с удовольствием повторяет за родителями их действия, когда те трудятся по хозяйству. Пусть делает он это неумело, все роняя и проливая. Со стороны родителей важно правильно реагировать на эти действия, и не отбить у ребенка охоту «трудиться по дому». Надо подобрать для него те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и нанесут наименьший урон домашней обстановке.

Как привлечь ребенка к труду: мамины помощники

Можно, например, дать ребенку салфетку и попросить вытереть мокрое пятно с пола, аккуратно расставить в прихожей свою обувь, убрать на полку игрушки. Конечно, предварительно надо показать, как это нужно делать. Собственный пример должен присутствовать на этапе раннего развития детей постоянно. Пока родители и дети неразлучны в осваивании последними азов домашнего труда Не забудьте где надо похвалить, где надо подыграть ребенку. И непременно постарайтесь превратить его маленькие обязанности в постоянную и увлекательную игру. Хороший старт очень важен.

Предлагаем ознакомиться:  Что можно от желудка кормящей маме

Взрослый в данном случае выступает сразу в двух ипостасях — в качестве наставника и в качестве воспитателя, который подает личный пример в выполнении всех своих заданий. Можно вывести первый постулат — «ребенок доверяет своим родителям, и если те поручили ему что-то сделать, значит он должен и может это выполнить». Тем более, что делать все придется вместе, а делать вместе всегда интереснее, чем выполнять указания со стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Поначалу освоение этих простейших навыков вряд ли можно назвать обязанностями, цель видимо в другом — дать почувствовать ребенку себя нужным и полезным.

 Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой —  шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит гендерное воспитание.

Детское развитие ребенка: 4-5 лет

Уже подросшему ребенку в 4-5 лет каждодневная домашняя работа может наскучить из-за своего однообразия. Ваша задача — удержать его внимание. Можно каждый раз придумывать занятные истории и, тем самым, переключать его внимание. Еще лучше постепенно расширять круг его обязанностей и допускать к чему-то более серьезному. Развитие ребенка подразумевает накопление опыта бытового характера.

Например, можно начать совместно осваивать домашнюю бытовую технику — пылесос, СВЧ, телевизор, посудомоечную машину. Поручать убирать продукты в холодильник, пылесосить ковер, складывать посуду в раковину или посудомоечную машину, распаковывать и сортировать покупки.

дети моют посуду

В этом же возрасте можно подключать детей к приготовлению еды, пользованию столовыми приборами, научить делать элементарные бутерброды из тостов с нарезкой из сыра и мясных продуктов. К пяти годам ребенок должен знать, как наводить порядок в своей комнате, какой должна быть последовательность действий, и какие предметы на каких местах должны располагаться.

Самое время привить понятие порядка и объяснить, что если сразу убирать все вещи на свои места, то в доме не будет беспорядка и на уборку уйдут считанные минуты. Постулат второй — легче порядок поддерживать, чем каждый раз устраивать генеральную уборку.

Таким образом работа по дому не только войдет в круг обязанностей, но и станет неотъемлемой частью общего развития ребенка.

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал —  вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.

Предлагаем ознакомиться:  Размер шапки для детей подробная таблица

Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.

Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

https://www.youtube.com/watch?v=cFamilyis

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!

С уважением, Юлия Полонская

Занятия для детей в перспективе

Трудовая деятельность в раннем развитии детей достаточно разнообразная, условно можно выделить отдельные виды домашнего труда. Есть бытовой труд, направленный на поддержание хозяйства, есть уход за собой и за другими членами семьи, отдельный вид труда — уход за растениями и домашними питомцами. У каждого вида свои особенности, но все они служат одной цели — чистоте и порядку.

Начиная с самого малого, с азов ухода за собой, можно проследить за результатом тех навыков, которые были заложены в детстве. Оказывается, что такие понятия как чистоплотность, представительность, способность эффектно выглядеть напрямую связаны с тривиальным завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц, с подбором одежды и обуви.

Уборка по дому, последовательность и порядок действий могут стать в дальнейшем предпосылкой хороших организаторских способностей. Ребенок, приученный к порядку, в итоге приобретет такое ценное качество, как пунктуальность. Навыки хозяйственно-бытового труда помогут обрести самостоятельность и независимость не только в самообслуживании, но и во взглядах и суждениях.

Кстати, такие простые действия как «принести», «подать», «приготовить», вполне способны выразить заботу о родителях и младших, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Домашний труд ценен, и дает для развития ребенка тот багаж умений, без которого будет трудно прожить жизнь.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector