28.11.2019     0
 

Как приучить ребенка к порядку и воспитать чистоплотность


Как приучить ребенка к порядку: советы родителям маленьких нерях

  1. Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике. Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.
  2. Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание — отсутствие желанного поощрения. Какого — зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.
  3. Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.
    Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота — это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Корректор: Наталья Коновалова

«У тебя в комнате свинарник!» — это чуть ли не самый частый возглас родителей подростков. Но как, как из маленького ангела вырос поросенок? Увы, вы сами его вырастили, вы и никто другой! Нет, гены дяди Пети и бабы Нюры тут ни при чем, и он вовсе не лентяй и неряха, а просто жертва вашей педагогической ошибки.

Ваш ребенок еще только ходит в садик, но задатки матерого поросенка уже проклевываются? Узнайте, что вы делаете не так, и как все сделать правильно!

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь».

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка. При этом важно учесть:

  • Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный — не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

  • Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем — устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте — намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

  • Если ваш ребенок — природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет — за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно — тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия — основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.

ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Предлагаем ознакомиться:  Капли в нос для ребенка: лучшие сосудосуживающие, противовирусные препараты до года

Поросенок семи нянек

Нет, не обязательно такое дитя останется без глаза, но в семье, где единственного ребенка опекают сразу и родители, и бабушка с дедушкой, а то еще и няня, у него остается слишком мало стимулов к деятельности. Если целый день слышишь: «Не трогай, я уберу», «Не бери, я подниму», «Не надо, ты испортишь», то поневоле впадешь в апатию и бездействие. Ну, то есть не совсем бездействие, но просмотр мультиков лежа на диване не считается.

Что делать?

Оставьте ребенку поле деятельности, которое вы считаете немного небезопасным – то, где он может «накосячить», но без трагических последствий. Ну да, скорее всего он разольет, разобьет, рассыплет, возможно, пару раз ушибется. Зато он будет действовать, а это главное!

Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой

Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:

  • Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.

  • Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.

  • Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1

Поросенок-холерик и поросенок-флегматик

Зачастую родители обвиняют детей в лени просто потому, что не могут приспособиться к их природным темпераментам. Ребенок-«живчик», который ни минуты не сидит на месте, бросает все полезные начинания на полпути, и постоянно слышит, что он лентяй – не доделал, не убрал, не домыл… Что уже говорить про маленького флегматика, мишку-топтыжку, у которого каждое дело растягивается на целую вечность – а ведь он не ленится, он просто живет с «другой скоростью».

Предлагаем ознакомиться:  Упражнения для беременных, которые можно делать: 7 правил

Что делать?

Научиться жить со скоростью ребенка. Для гиперактивного – разбивать задания на такие куски, которые он сможет выполнить за 5-7-10 минут, насколько у него хватит терпения. Пусть не убирает комнату, пусть уберет, скажем, вещи, разбросанные на полу в центре комнаты, а беспорядок на столе подождет еще полчаса.

Для медлительного… то же самое! Ставьте задачи так, чтобы ребенок мог справиться с ними за разумное время. Ерунда, что одну книжную полку он будет протирать столько же, сколько вы – целый шкаф. Чем дольше он занят, тем медленнее делается, так что пусть задания будут разбиты частями и выполнены на протяжении дня.

Скучающий поросенок

Ребенок ничего не делает, потому что ему скучны предлагаемые занятия. Да, да, не такой уж это редкий случай! Не настолько уж увлекательны наши повседневные домашние дела, чтобы вызвать у ребенка приступ энтузиазма – да и у вас-то они восторга не вызывают, признайте честно. Так что не стоит винить ребенка за то, что он отлынивает от всякого занудства, просто он может это делать, а вам отступать некуда!

Что делать?

Превратить уборку в игру! Пусть убирает не комнату, а драит палубу на пиратском корабле или будет доброй Золушкой перед балом. Петь, пританцовывать, декламировать стихи – рекомендуется!

Поросенок в недоумении

Порой дети просто не понимают взрослых «правил игры». Зачем утром заправлять постель, а вечером снова разбирать? Зачем собирать кубики после игры, если утром планируешь снова строить город? Зачем убирать штанишки в шкаф, если снова их доставать? Согласитесь, в этом есть своя логика!

Что делать?

Ничего не поделать, придется формулировать ответы на все вопросы «зачем», и учтите, они должны быть убедительными! Объясните, что о брошенную игрушку можно споткнуться и больно ушибиться (не говоря уж о том, что это не пойдет на пользу самой игрушке). А расправленная постель становится пыльной (для эксперимента можно не вытирать пыль с какой-нибудь полированной поверхности несколько дней и наглядно показать, как много пыли скопится на подушке и простынке).

Поросенок без цели

Разновидность поросенка в недоумении – поросенок, который не понимает рутину как таковую. Он с удовольствием поможет вам убраться перед приходом гостей, перед праздником, приездом бабушки, но если ничего подобного не намечается, то он впадает в недоумение. Раз нет события, к которому надо поторопиться, то зачем спешить? Почему бы не отложить неприятное занятие на потом и еще раз на потом?

Предлагаем ознакомиться:  Реакция на пробу Манту у детей норма и патология

Что делать?

Никаких обманов «Ой, приедет тетя Люба (которая, разумеется, и не собиралась к вам), давай уберемся!». Придется воспитывать внутреннюю потребность в чистоте. Постоянно подчеркивайте, как вам приятно находится в убранной комнате, и старайтесь поддерживать в малыше любые положительные эмоции, которые, возможно, зародятся случайно.

Убейте в себе внутреннего поросенка!

«Помни это каждый сын, знай любой ребенок вырастет из сына свин, если сын – свиненок», — сообщил детям поэт Владимир Маяковский и был, разумеется, неправ. Прежде чем вырасти в свина, свиненок воспитывается в семье свинок, это и есть основная причина свинства. Ребенок никогда не будет аккуратнее, чем вы сами, сколько бы правильных слов, поучительных сказок, педагогически верных мотиваторов вы не изобретали, ведь воспитывают не слова, воспитывают поступки.

Поэтому, прежде чем требовать от ребенка безупречного порядка, подумайте – а нужно ли? Пылинки красиво танцуют в солнечных лучах, в постели днем «досыпают» кукла, зайка и мишка, а работы по строительству лего-замка запросто могут растянуться на месяц, несмотря на протесты игрушечных обманутых дольщиков… Нет, мы не призываем вас жить в свинарнике, просто напоминаем, что никакая чистота и порядок не заменят любви, радости и счастливых часов, проведенных вместе с ребенком.

Не превращайте жизнь с ребенком в череду повинностей, старайтесь получать удовольствие и от чистоты, и от уборки, и от минуток приятной лени тоже!

19.07.2017


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector