19.10.2019     0
 

В мире звуков. Проверяем слух младенца. Как проверить слух у новорожденного ребенка?


Как проверить слух у новорожденного самостоятельно

Сложность проверки слуха малыша заключается в том, что ребенок не может ответить, слышит он или нет. Для этого на второй или третий день после рождения слух крохи проверяют прямо в роддоме. Это делает врач-неонатолог. Для этой цели существует специальная процедура — отоакустическая эмиссия. Во время нее малышу в ушко помещают тоненький зонд, который собирает информацию о волосковых клетках, работающих при передаче звука.

как правильно стричь ногти новорожденному ребенку

Как правило, о проверке слуха задумываются родители, которые уже заметили некоторые нарушения у своего крохи. Ведь внимательность мамы и папы может рассказать гораздо больше, чем все обследования. Итак, как проверить слух у ребенка при помощи подручных средств.

Возьмите три баночки и насыпьте туда манку, горох и фасоль. Также вам понадобится погремушка. В процедуре должны участвовать два человека. Один – отвлекает малыша улыбкой, игрушками, танцами. Второй должен стоять сбоку и чуть сзади, чтобы не попадать в зону видимости ребенка. Начинать проверять слух нужно с самых тихих звуков.

В данном случае это баночка с манкой. Потрясите предметом и проследите, услышал ли вас малыш. При этом в комнате не должно быть слишком громко, чтобы ребенок уловил звук, но и не слишком тихо, чтобы не нарушать условия эксперимента. Если кроха услышал звук с первого раза, будьте спокойны — он прекрасно слышит.

Ребенок и погремушка

Если малыш не реагирует на звук, попробуйте баночку с горохом или фасолью. Если малыш не реагирует и на эти звуки, потрясите около его головы погремушкой. Но не забывайте, что визуально вас не должно быть видно. Ребенок должен реагировать на звук, а не на движение.

Если ребенок не слышит, повторите эксперимент через несколько минут, возможно, он был увлечен игрой, что не отреагировал на раздражающий звук. Если малыш не слышит погремушку и во второй раз, нужно как можно скорее показать его врачу-сурдологу. Своевременное вмешательство поможет вашему ребенку справиться с этой проблемой.

как стерилизовать бутылочки для новорожденных

Для проверки слуха у новорожденных применяют метод задержанной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Главным рабочим прибором, участвующим в процессе, является аудиометр. Он представляет собой небольшой мобильный аппарат, снабженный гибким зондом. На конец трубки надевается специальный ушной вкладыш, который затем помещается в ухо ребенка. Процедура не приносит малышу дискомфорта, не вызывает боли.

Во время обследования прибор создает тестовые звуковые импульсы, направляющиеся по зонду и попадающие в слуховой орган ребенка при помощи микрофона. Далее в действие вступают наружные волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе. Их работа заключается в том, что они улавливают, а после усиливают звуковые колебания, а также способны создавать собственные звуковые импульсы при обнаружении раздражителя (звуковой волны). Если наружные волосковые клетки повреждены, то говорят о нейросенсорной тугоухости (потере слуха).

Если волосковые клетки реагируют на раздражитель и показывают способность генерировать собственные колебания, то подобное явление носит называние отоакустической эмиссии. Такой механизм функционирования органа и был положен в основу при разработке прибора – аудиометра для скрининга родившихся детей.

В начале процедуры передается тестовый звуковой сигнал, и по истечении малого периода времени, в буквальном смысле нескольких миллисекунд, чувствительный элемент прибора улавливает ответный импульс, создаваемый волосковыми клетками, и отправляет его в регистрирующую часть устройства при помощи зонда. Аудиометр фиксирует и оценивает полученные результаты, после чего отображает информацию на экране. Процедура длится до 1,5 минуты.

При проведении процедуры также возможно проявление спонтанной отоакустической эмиссии – явления, когда колебания наружных волосковых клеток возникают без искусственного раздражения органа посредством звуковой стимуляции. Наличие ответной реакции и регистрация колебаний говорит о том, что слух человека в норме.

— новорожденный — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;

— 1 месяц — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;

— 4 месяца — широкополосный шум интенсивностью 65 дБ;

— 6 месяцев — широкополосный шум интенсивностью 40 дБ.

Перед проведением обследования желательно убедиться в том, что ребенок накормлен, пребывает в спокойном состоянии, неподвижен. Лучше всего проверять слух во время сна, при этом стараясь не нарушить спокойствие новорожденного. Получить результаты может помешать такой фактор как чрезмерная подвижность при проведении проверки слуха.

Если при повторном тестировании слуха получен отрицательный результат, то ребенок после осмотра отоларингологом должен быть направлен на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр, который может быть областным, краевым или республиканским. Лучше это сделать до 3 месяцев жизни. Ребенку будет проведено расширенное аудиологическое обследование.

Ребенок в роддоме

1. Осмотр у отоларинголога, который оценивает состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки.

2. Импедансометрия: тимпанометрия (изучают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек) и акустическая рефлексометрия (регистрируются рефлекторыные сокращения стременной мышцы).

3. Объективную аудиометрию КСВП (регистрация коротколатенсных слуховых вызванных потенциалов). Если говорить простым языком — это ответ ствола головного мозга на звуковое раздражение. Позволяет оценить нарушения в наружном, среднем или внутреннем ухе или нарушения в проведении возбуждения в слуховые центры мозга.

4. Метод ASSR (игровая тональная аудиометрия). Строятся аудиограммы, по которым определяется общий порог слышимости у ребенка.

5. Сурдопедагогическое обследование. Проводится оценка поведенческих реакций ребенка на неречевые высокочастотные и низкочастотные звуки и голоса.

6. Генетический анализ на коннексин. Определяется наличие гена, вызывающего тугоухость. Родители могут быть только носителями рецессивного гена. От результата зависит дальнейший прогноз и возможность операции по кохлеарной имплантации.

В мире звуков. Проверяем слух младенца. Как проверить слух у новорожденного ребенка?

На основе полного диагностического обследования ребенку ставится диагноз, определяется тип и степень нарушения слуха, строится аудиограмма для подбора и настройки слуховых аппаратов, оценивается возможность проведения кохлеарной имплантации, строится план коррекции слуха и речи со специалистами, оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Несколько человек из тысячи новорожденных детей рождаются с нарушениями слуха разной степени. Этот орган чувств является крайне важным для последующего психического, умственного и социального развития маленького человека.

Предлагаем ознакомиться:  Слух у грудничка как проверить

Чем раньше заподозрить проблемы со слухом, тем быстрее можно принять меры в этом вопросе. Скрининговое исследование слуха проводят прямо в роддоме спустя несколько дней после рождения. Обследование занимает не более 5 минут и может выполняться во время сна ребенка.

Для скрининга обычно назначают исследование отоакустической эмиссии. При возникновении вопросов при получении результатов дополнительно проводят регистрацию слуховых вызванных потенциалов. Проведение этих исследований возможно с первого дня рождения ребенка, они абсолютно безвредные.

Сразу после появления на свет малыш откликается только на резкие звуки. Это проявляется вскидывание ручек, движениями глазных яблок, учащением пульса и сердцебиения или плачем.

Как взрослый может самостоятельно проверить слух у ребенка нескольких месяцев. В ответ на действие звука младенец может:

  1. Проснуться
  2. Широко открыть глаза.
  3. Беспокойно задвигать руками и ногами.
  4. Замереть
  5. Начать глубоко дышать.

Как проверить слух у новорожденного

Все эти признаки являются косвенными. Ребенок может быть без настроения, уставшим, голодным — что окажет влияние на данные самостоятельно тестирования.

Что такое аудиоскрининг

Аудиоскрининг – процедура, направленная на обследование слуха у новорожденных и детей до 6 месяцев с целью выявления нарушений слуха, и направление таких детей на дальнейшее диагностическое обследование для определения степени тугоухости и уровня поражения слуха. В Российской Федерации существует приказ с 1996 года №108 МЗ и Минпрома РФ «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни», но проводится массово в России аудиоскрининг младенцев лишь с 2008 года. Аудиоскрининг входит в обязательное комплексное обследование — скрининг новорожденных.

Аудиоскрининг должен проводиться в 2 этапа. Первый этап проходит в роддоме, где определяются новорожденные с повышенном риском развития тугоухости и глухоты, при выписке из роддома записываются результаты аудиоскрининга. Второй этап проходит в прикрепленной детской поликлинике, он включает анкетирование родителей и проверку звукореактотестером поведенческих реакций ребенка на звуки.

— в 1 месяц,

— в 4 месяца,

— в 6 месяцев.

При отсутствие реакции на любом из этих сроков ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для дальнейшего обследования.

К сожалению, у большинства детей нарушения со стороны слуха продолжают выявляться уже после года жизни. Что показывает низкую эффективность аудиоскрининга у детей с незначительными потерями слуха или с односторонней тугоухостью.

В первые три года жизни малыш учится воспринимать различные звуки, в том числе и речь. Если у него будут проблемы с восприятием звуков или ребенок будет плохо слышать, то у него возникнут проблемы с пониманием речи и с ее воспроизведением. По статистике лишь 0,1% новорожденных имеют глубокие потери слуха.

Современная медицина имеет возможность выявлять таких детей на раннем сроке и оказывать им своевременную помощь. Ведь по проведенным исследованиям установлено, что младенцы с 3-4 степенью тугоухости, которые были протезированы слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев ничем не отличались по развитию от сверстников с нормальным слухом.

Речевое, языковое развитие, пассивный и активный словарь, усвоение грамматической системы языка у них идет в нормальном темпе. Если же коррекция слуха была произведена после 6 месяцев, то такие дети будут иметь существенные отставания в развитие речи. Поэтому так важно, чтобы тест на слух у новорожденных был проведен вовремя.

В отличие от доношенных детей, дети рожденные от преждевременных родов физиологически незрелые и сроки проведения аудиологического скрининга для них сдвигаются.

— на 2-6 неделе жизни — детям рожденным до 32 недели беременности;

— на второй или первой неделе после родов — детям рожденным на 33-37 неделе беременности.

В мире звуков. Проверяем слух младенца. Как проверить слух у новорожденного ребенка?

Повторный скрининг недоношенным детям проводится в поликлинике в те же сроки что и доношенным детям.

У некоторых новорожденных бывает, что спустя несколько дней после рождения аудиометр не уловил колебаний, но это не является приговором, так как единичная проверка не может с точностью свидетельствовать о глухоте. Также в отдельных случаях в роддоме не удается провести процедуру по медицинским показаниям или из-за индивидуального состояния новорожденного, поэтому аудиоскрининг назначается после.

Родители обязаны подготовить ребенка, он должен быть накормлен, желательно обеспечить покой во время проверки, лучше всего, если малыш будет спать. С собой требуется взять пеленку, бутылочку со смесью и пустышку.

Даже когда врачи зафиксировали два отрицательных результата аудиоскрининга, маленького пациента отправляют на дополнительное обследование, чтобы получить более достоверные доказательства диагноза. Говорить об отклонениях можно только после аудиологической проверки, которая осуществляется при участии врача-сурдолога.

Второй аудиоскрининг у детей

— в 1 месяц,

— в 4 месяца,

— в 6 месяцев.

Для дальнейшего бесплатного обследования вам понадобится направление из поликлиники, полис ОМС и свидетельство о рождении ребенка.

Детский Сурдологический Центр. Адрес: проспект Вернадского, дом 9/10. Телефон: 8 (495)930-22-00.

— Детский городской сурдологический центр при поликлинике № 34. Адрес: проспект Шаумяна, дом 29. Телефон: 528-97-08.

— Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет, сурдологический кабинет.
Адрес: Литовская улица, дом 2. Телефон: 8-950-037-51-90 или 331-00-45.

— Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Адрес: Бронницкая улица, дом 9. Телефон: 316-45-79, 495-36-71, 8-911-245-00-54.

Дети с этой патологией разной степени обладают рядом особенностей психоэмоционального развития. Нарушение получения и восприятия звуковой информации не дает им полноценно развиваться и приобретать необходимые для жизни навыки.

При проблемах со слухом в первую очередь страдает навык развития речи. То, насколько будет выражено отклонение речи, определяется степенью нарушения слуха. Дети, которые глухи с рождения, без специальной подготовки не могут овладеть навыками речи.

Предлагаем ознакомиться:  Как научить младенца плавать

Центр слуха тесно связан с речевыми процессами. Без слухового центра понимание языка становится невозможным.

У слабослышащих детей речевое развитие сильно страдает, и они значительно отстают от сверстников. Отсутствие слуха и, как следствие, речи приводит к формированию определенных особенностей ребенка:

  • трудности с восприятием абстрактных понятий;
  • нарушение связи между причиной и следствием;
  • нарушение возможности делать выводы от общего к частному и наоборот;
  • нарушением памяти;
  • эмоциональная заторможенность.

Частичная изоляция от окружающего мира из-за отсутствия слуха и затруднения речевого общения приводят к сложностям в социализации и к трудностям адаптации в обществе и среди сверстников. Это объясняет важность своевременного раннего выявления нарушений слуха и их коррекции с помощью различных методов.

Аппаратные обследования

Самым простым методом исследования слуха является определение шепотной речи и проверка реакции на звуковые ощущения. У детей младшего возраста используют аппаратные методы исследования.

Какие методики могут быть использованы для определения слуха:

  1. Фиксация отоакустической эмиссии.
  2. Аудиометрия (поведенческая).
  3. Импедансометрия.
  4. Регистрация КСВП (коротколатентные вызванные слуховые потенциалы) или метод ABR.

Каждый из этих методом обладает своими преимуществами и назначается доктором для проверки работы разных отделов слухового анализатора.

Регистрация КСВП (синоним ABR) представляет собой методику, которая основана на улавливании импульсы внутренних волосковых клеток улитки, слухового нерва в ответ на действие звуковых раздражителей.

Доктор осматривает младенца

Для чего используется этот метод у детей:

  1. Скрининговый метод диагностики у новорожденных.
  2. Диагностика центральной и периферической патологии слуха.
  3. Дифференциальная диагностика слуховой нейропатии.
  4. Оценка показаний к кохлеарной имплантации и постановке протезов.
  5. Расчет показателей при слухопротезировании.

Принцип метода основан на том, что в ответ на действие звукового сигнала наши рецепторы генерируют специальные импульсы, которые можно зафиксировать с помощью этого прибора. Для стимуляции используют короткие звуки одного тона или щелчки. В ответ на стимуляцию получают ответ, который на мониторе построен в виде графической кривой с 7 пиками. Каждый из пиков характеризует свою область:

  • 1 и 2 — отвечают за слуховой нерв;
  • 3,4 и 5 — активность ствола мозга.

При скрининге оценивают 5 пик. Именно на него ориентируются при оценке степени снижения слуха. Для оценки важна амплитуда и частота пиков.

Ключевым моментом является подготовка к исследованию и квалификация специалиста. У детей этот метод проводят в состоянии сна, иначе возникают помехи, вызванные электрофизиологическими импульсами от других структур.

Отоакустическая эмиссия представляет собой звук, который генерируют волосковые клетки улитки. Она бывает спонтанной (возникает самостоятельно в состоянии звукового покоя) и вызванной, которая возникает в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для проверки слуха регистрируют вызванную отоакустическую эмиссию, которая возникает в ответ на действие звукового тона. Этот метод является обязательным исследованием для проверки слуха у новорожденных детей. Отсутствие ОАЭ говорит о том, что возможно имеются проблемы со слухом у малыша. При отрицательном результате требуются дополнительные методы исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз тугоухости.

Импедансометрия

Включает в себя два компонента: тимпанометрию и регистрацию рефлекса стапедиальной мышцы (рефлексометрия).

Для проведения тестирования помещают прибор в наружный слуховой проход. При этом там происходит измерение давления, а прибор воспринимает отраженный звук от перепонки. Дополнительно фиксируют сокращение стапедиальной мышцы в ответ на действие звукового сигнала.

Метод помогает в дифференциальной диагностике поражения системы звукопроведения и звуковосприятия, а также дает возможность проверить состояние структур среднего уха, расположенных за барабанной перепонкой.

Погрешность исследований

Каждый из методов исследования может иметь погрешность. На результаты влияет квалификация специалиста, проводящего исследование, состояние ребенка во время обследования и другие факторы.

При получении отрицательных результатов при ОАЭ, специалист назначает проведение дополнительных методов исследования, таких как КСВП и консультацию врача-сурдолога. Эти исследования повторяются несколько раз, после чего может быть выставлен диагноз «тугоухость» и определен уровень поражения.

Рефлекс Моро

Младенцы появляются на свет с целым набором безусловных рефлексов, которые впоследствии угасают за ненадобностью. Одним из таких рефлексов является рефлекс Моро. Это непроизвольное вскидывание рук у новорожденных в ответ на воздействие сильного раздражителя, например, громкий звук.

Новорожденный в роддоме

По сути, это рефлекс испуга или защитная реакция. Такой рефлекс может стать косвенным подтверждением того, что ребенок слышит звук и отвечает на него соответствующим образом. Спустя несколько месяцев он самостоятельно угасает.

У ребенка есть множество врожденных рефлексов, присутствие которых может говорить о нормальном его развитии. Рефлекс Моро проверяется следующим образом. Ребенка нужно положить на ровную поверхность, распрямить его ножки и ручки. Рядом с ним, на расстоянии 15-20 см от его головы нужно хлопнуть в ладоши – то с одной стороны, то с другой. Вместо этого можно слегка стукнуть по столу, на котором лежит малыш. После этих действий ребенок растопыривает пальчики, вскидывает полусогнутые в локтях ручки. Этот врожденный рефлекс ответственен за испуг и защиту организма при опасности. Если у ребенка данного рефлекса нет, можно говорить о различных нарушениях – частичной потере слуха, родовых травмах, травмах шейного отдела позвоночника, головного кровоизлияния.

Следует отметить, что данный рефлекс проходит к трем месяцам сам по себе. Вызывать легкий испуг у ребенка при помощи хлопка абсолютно безопасно для его неврологического здоровья. Однако будьте готовы к тому, что после такого эксперимента ребенок может быть капризным и плаксивым некоторое время.

Рефлекс Моро – один из самых простых способов определения слуховой восприимчивости у новорожденных. Тест не дает представлений о пороговой слышимости и чувствительности слуховых рецепторов, однако исключает вероятность развития тугоухости 3 и 4 степени. Как проверить слух у новорожденного?

  • положите новорожденного на ровную поверхность;
  • распрямите ноги и руки ребенка;
  • на расстоянии 20 см от одного уха резко хлопнете в ладоши;
  • аналогичным образом проверьте восприимчивость второго уха.
Предлагаем ознакомиться:  Как пить клюкву при беременности

При восприятии резкого звука ребенок, как правило, растопыривает пальцы, размахивает руками или плачет. Подобная реакция сигнализирует об испуге и попытке организма защититься от возможной угрозы. Отсутствие реакции на хлопки возле головы свидетельствует о наличии слуховой дисфункции. Она может быть обусловлена патологиями в звукопроводящей (среднее и наружное ухо) или звуковоспринимающей (внутреннее ухо, слуховой нерв, рецепторы) системе слухового анализатора.

Методика И. В. Калмыковой

Банка с манкой создает самый тихий по интенсивности звук, с гречкой – более громкий, а с горохом – самый громкий.

Как проверить слух у новорожденного в домашних условиях? Для проведения простого аудиометрического исследования нужно проделать следующее:

  1. один человек должен отвлекать внимание новорожденного на себя, держа в руках яркую игрушку;
  2. второй человек на расстоянии 10 см от ушной раковины ребенка создает звуковые сигналы с помощью банок с различными наполнителями;
  3. слуховую чувствительность проверяют для правого и левого уха;
  4. создавать звуковые сигналы желательно с интервалом в 30-40 секунд.

Во время проведения теста желательно обеспечить возрастающую интенсивность звуковых сигналов. Сначала используют банку с манкой, потом – с гречкой и в последнюю очередь – с горохом. В противном случае ребенок отреагирует только на первый звук высокой интенсивности.

По утверждению педиатров, дети в возрасте до 6 месяцев реагируют только на звуки, интенсивность которых составляет минимум 60-70 дБ. Дети постарше должны одинаково реагировать на шумы интенсивностью от 20 дБ.

При отсутствии нормальной реакции тест следует повторить через пару дней.

Если результаты проверки будут неудовлетворительными, лучше пройти обследование у отоларинголога.

Способ, созданный специалистом Калмыковой, которая подразумевает использование предметов, создающих различные по силе звуки. Для исследования используют пластиковые банки, наполовину заполненные гречкой, горохом и манной крупой.

Суть метода. Для проверки нужно 2 человека. Один играет с ребенком, другой потряхивает над ухом банкой с крупой по очереди (манка, гречка, горох). В идеале ребенок должен отреагировать и на звук уха и на игру.

Группы риска по слуху

При обследовании органов слуха у детей выделяют группы риска по тугоухости. Больше всего внимания требуют малыши родителей, у которых наблюдаются нарушения слуха, обычно в отношении таких детей применяется термин наследственной тугоухости. Недостаток часто передается от отца или матери. Такие дети в первые месяцы жизни находятся на постоянном контроле у сурдолога.

Также в группу риска попадают малыши, мать которых во время беременности или при родах переболела инфекционными или вирусными заболеваниями, принимала медикаментозные препараты.
Благодаря аудиоскринингу удается на первых этапах определить отклонения и приступить к их лечению уже в раннем возрасте, а также выявить группу пациентов, нуждающихся в наблюдении у сурдолога.

Однако есть и такие формы тугоухости, которые с трудом поддаются диагностике при помощи отоакустической эмиссии. Их относят к редким и сложным. Обычно к ним причисляют тугоухость, вызванную повреждением или аномальным развитием слухового нерва и слухового центра головного мозга. Но вместе с тем стоит учитывать, что подобные случаи наблюдаются не часто, на их долю приходится 1% от числа всех зафиксированных диагнозов, связанных с сенсоневральной тугоухостью.

Внимание к ребенку

Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.

Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.

Когда следует обратиться к врачу?

Занимается диагностикой и исследованием нарушения слуха специалист сурдолог. Этот доктор интерпретирует и анализирует результаты различных исследований и выносит диагноз о степени нарушения слуха.

Ребенок трогает ухо

Задача родителей обратиться к доктору как можно раньше, при появлении первых подозрений на проблемы со слуховым аппаратом у малыша. Ранняя диагностика и коррекция современными методами позволяет ребенку услышать мир и стать его полноправным членом.

Есть несколько случаев, которые должно заставить вас показать ребенка сурдологу (специалисту по проблемам со слухом).

  1. Новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке в ладоши около него.
  2. Малыш в возрасте 3 месяца не реагирует на звуки, не поворачивает голову в ту сторону, откуда он доносится.
  3. В полгода ребенок не лопочет, не гулит, не произносит «Агу».
  4. Ребенок в год должен произнести хотя бы несколько слов, некоторые из которых могут быть простыми слогами.
  5. Если ребенок в два года не говорит отдельных слов – это повод обратиться к врачу. Возможно, это нарушения нервной или слуховой системы.
  6. Если малыш жалуется на боль или шум в ухе, если он перестал понимать или слышать окружающих, нужно обратиться к врачу вне зависимости от того, сколько лет ребенку.
  7. Иногда родители замечают, что малыш просит поставить мультик громче, постоянно переспрашивает, разговаривает громко без видимых на то причин. Это значит, что слух нарушен – нужна консультация врача.

Слух – это одно из важнейших органов чувств человека. Своевременная диагностика позволяет выявить проблему на раннем этапе ее развития. Следите за поведением своего ребенка, чтобы при необходимости дать ему возможность услышать прекрасные звуки этого мира.

как приготовить укропную воду для новорожденного


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector