03.02.2020     0
 

Раздел 2 Развитие опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие


Тема 2. Физическое развитие детей. Развитие опорно-двигательного аппарата Выберите один, наиболее правильный, ответ

Опорно-двигательный аппарат человека
включает в себя костную и мышечную
системы. С его деятельностью связана
одна из ведущих функций всего живого –
движение.
Нет ни одной
формы человеческой деятельности, которая
протекала бы без движений. «Все бесконечноеразнообразие внешних
проявлений мозговой деятельности, –
писал создатель русской физиологии
И. М.

У человека с функциями опорно-двигательного
аппарата связано то, что обеспечило ему
преимущество перед остальными
представителями органического мира:
сугубо человеческие качества – труд
и речь, которые явились важнейшими
движущими силами антропогенеза.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Совершенствование
обучения, физического
воспитания и военно-патриотической
подготовки учащихся
требует
от
педагогов знания анатомо-физиологических
особенностей опорно-двигательной
системы детей и
подростков,
физиологических основ
физических упражнений
и
физического труда. Причины
столь пристального внимания к развитию
физических способностей
ребенка вполне
понятны.

Организм человека на любом возрастном
этапе
представляет
собой единое целое. Все его физиологические
системы – нервная, опорно-двигательная,
сердечно-сосудистая
и т. д. –
тесно взаимосвязаны, функциональные
изменения в одной физиологической
системе приводят к
изменению деятельности другой.

Так,
например, нервная система управляет
работой опорно-двигательной системы,
нервные
импульсы
вызывают мышечные сокращения, обеспечивая
их согласованность
между собой, и меняют в
мышцах
интенсивность обменных
реакций.
Мышечная деятельность
в разумных пределах в свою очередь
оказывает тонизирующее
влияние на функциональное состояние
всех отделов
нервной системы.

Особое
значение мышечная деятельность имеет
для развивающегося
организма ребенка. Ограничение подвижности
или мышечные
перегрузки
нарушают гармоничность
развития и являются
важным
патогенетическим фактором в развитии
многих заболеваний. Вот почему обучение
и
воспитание предполагают не
только
развитие умственных
способностей школьников, но и их
физическое совершенствование.

Скелет
выполняет три основные функции: опоры,
движения
и защиты. Структурной единицей скелета
является
кость.
В
состав скелета человека входит 206 костей,
соединенных
между собой различными способами.
Различают
следующие основные
части скелета: скелет головы, скелет
верхних и нижних
конечностей и скелет туловища (рис. 2.1).

Масса костей
взрослого человека составляет у мужчин
18% от общей массы тела, у женщин –
16%.
Опорная функция скелета
связана с прикреплением к его костям
мягких тканей.
Функция движения связана с тем, что
кости скелета
выполняют
функции рычагов, приводимых в движение
с
помощью мышц. Защитная
функция заключается
в защите
важных органов от механических
повреждений. Она обеспечивается
образованием частями скелета полостей,
в которых расположены
органы: головной и спинной мозг, легкие,
сердце, печень и т. д.

Анатомической
единицей самой активной части мышечной
системы человека скелетной, или
поперечно-полосатой,
мускулатуры является скелетная мышца.
Скелетная
мышца –
это орган,
образованный поперечно-полосатой
мышечной тканью и содержащий, кроме
того, соединительную
ткань, нервы и сосуды.

Каждая мышца или
группа мышц окружена своеобразным
«футляром» из
соединительной ткани – фасцией. На
поперечном срезе мышцы легко различаются
скопления мышечных
волокон (пучки), также окруженные
соединительной
тканью.

Во внешнем строении мышцы различают
сухожильную головку, соответствующую
началу мышцы, брюшко мышцы, или тело,
образованное мышечными волокнами, и
сухожильный конец мышцы, или хвост, с
помощью которого мышца прикрепляется
к другой кости. Обычно хвост мышцы
является подвижной точкой прикрепления,
а начало неподвижной. В процессе движение
их функции могут меняться: подвижные
точки становятся неподвижными и наоборот.

Помимо указанных выше основных компонентов
скелетной мышцы существуют различные
вспомогательные образования, способствующие
оптимальному осуществлению движений.

Форма мышц
очень разнообразна и в значительной
степени зависит от функционального
назначения мышцы. Различают длинные,
короткие, широкие, ромбовидные, квадратные,
трапециевидные и другие мышцы. Если
мышца имеет одну головку, ее называют
простой, если две или больше – сложной
(например, двуглавая, трехглавая и
четырехглавая мышца).

Мышцы могут иметь
две или несколько срединных частей,
например, прямая мышца живота; несколько
концевых частей,
например, сгибатель пальцев кисти имеет
четыре сухожильных
хвоста.

Важным морфологическим признаком
является расположение
мышечных волокон. Различают
параллельное, косое, поперечное и
круговое расположение волокон (у
сфинктеров). Если при косом расположении
мышечных волокон они присоединяются
только с одной стороны сухожилиями,
то мышцы называют одноперистыми, если
с двух сторон – то двуперистыми.

Функционально мышцы
можно разделить на сгибатели и разгибатели,
вращатели
кнаружи (супинаторы) и вращатели
кнутри
(пронаторы),
приводящие мышцы и отводящие. Выделяют
также мышцы-синергисты и
мышцы-антагонисты. Первые образуют
группу мышц, содружественно выполняющих
какое-либо движение, сокращение вторых
вызывает противоположные
движения.

Предлагаем ознакомиться:  Что значит отошла пробка у беременных

По месту
расположения мышц,
т. е. по их
топографо-анатомическому
признаку, выделяют мышцы спины, груди,
живота, головы,
шеи, верхних и нижних конечностей.
Всего анатомы различают 327 парных
скелетных мышц и 2 непарных.
Все вместе они в среднем составляют
около 40% массы
тела человека (рис. 2.6, 2.7).

Мышечная
работа
требует деятельного состояния не только
мышц и
нервных клеток, регулирующих движение.
Она
связана с
большими энергетическими затратами
организма и в этой связи
оказывает значительное влияние на все
стороны его жизнедеятельности:
увеличивается интенсивность обмена
веществ и энергии, увеличивается приток
кислорода в организм, более напряженно
начинает функционировать сердечно-сосудистая
система и т. д.

Если энергетические
затраты
организма в покое в среднем составляют
4,18 кДж/кг
массы, то легкая работа (учителя,
канцелярские
служащие и др.)
требует уже более 8,36 кДж/кг массы,
работа средней тяжести (маляры, токари,
слесари и
др.) – 16,74 кДж/кг. Тяжелая физическая
работа увеличивает
расход энергии до 29,29 кДж/кг.

В покое
количество
воздуха, прошедшее легкие за 1 мин.,
составляет 5–8 л,
при физических нагрузках оно может
увеличиваться
до 50–100 л! Мышечная работа увеличивает
также нагрузку
на сердце. В покое оно при каждом
сокращении выбрасывает в аорту до
60–80 мл крови, при усиленной работе
это количество возрастает до 200 мл.

Таким образом, мышечная
работа оказывает широкое активизирующее
влияние на все стороны жизнедеятельности
организма, что имеет большое физиологическое
значение:
поддерживается высокая функциональная
активность всех физиологических систем,
значительно повышается общая
реактивность организма и его иммунные
качества, увеличиваются
адаптационные резервы. Наконец, как уже
указывалось, движения являются необходимым
фактором нормального
физического и психического развития
ребенка.

а) комплекс морфо-функциональных
показателей индивидуума в данное
время;
б) показатель биологической
зрелости на поздних этапах онтогенеза;
в)
способность организма к изменениям в
процессе развития.

а) правильное положение тела во время
стояния, ходьбы, сидения или выполнения
какой-либо работы;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

б) привычное положение тела во время
стояния, ходьбы, сидения или выполнения
какой-либо работы;

в) уровень регулирования процессов
роста и развития в организме.

а) надкостницей;

б) метафизарным хрящом,
расположенным между головкой (эпифизом)
и телом (диафизом) кости;

в) хрящевой тканью, находящейся на
головках трубчатых костей.

а) надкостницей;

б) метафизарным хрящом, расположенным
между головкой (эпифизом) и телом
(диафизом) кости;

а) к
1 году;

б) к 6–7 годам;

в) к
21–25
годам;

г) к 11–15
годам.

а)
кифозы и сколиозы;

б) кифозы и лордозы;

в) лордозы и сколиозы.

а)
грудной возраст;

б) раннее детство;

в)
первое детство;

г) второе детство.

Тема 2. Физическое развитие детей. Развитие опорно-двигательного аппарата Выберите один, наиболее правильный, ответ

Движения
являются важнейшим фактором нормального
развития ребенка. Согласно данным
известного советского
физиолога И. А. Аршавского, уже в
эмбриональном
периоде двигательная активность в
значительной степени определяет темпы
общего развития организма. Еще
большее значение она приобретает в
постнатальном развитии.

Около 50% своего времени
младенец проводит в движении.
Ограничивать его двигательную активность –
значит
тормозить развитие ребенка. Постоянные
мышечные
нагрузки благоприятным образом
сказываются на развитии:
улучшается состояние сердечно-сосудистой
и дыхательной
систем, увеличивается масса головного
мозга,
улучшается его функциональное состояние.

специфическая
и
неспецифическая.
Первая
связана с
тем, что двигательные области головного
мозга являются необходимым
элементом его деятельности как целого
(И. М. Сеченов,
В. М. Бехтерев, Э. Ш. Айрапетьянц,
А. С. Батуев).
Вторая форма связана с влиянием движений
на работоспособность
корковых клеток, повышение которой
способствует формированию новых
условнорефлекторных
связей и функционированию старых
(М. М.

Кольцова,
1973). Согласно данным М. М. Кольцовой,
ведущее значение
имеют движения рук, особенно тонкие
движения пальцев.
Оказалось, что дети в результате
тренировки тонких
движений пальцев очень быстро овладевают
речью, значительно опережая группу
детей, в которой эти упражнения
не проводились.

Таким
образом, движения ребенка представляют
собой не
только важный фактор физического
развития, но
и
требуются
для развития сугубо человеческих
функций: речи и
мышления, т. е. являются необходимым
фактором нормального
психического развития ребенка.

Раздел 2 Развитие опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие

а) надкостницей;

а) надкостницей;

2.4.1. Скелет и его значение (костная система человека)

Основа
кости образована костной
тканью,
представляющей
собой разновидность соединительной
ткани и состоящей
из костных клетоки
межклеточного
вещества. Помимо костной ткани в кости
находятся
кровеносные сосуды и нервы. Особенности
строения
костной ткани обусловливают важнейшую
особенность кости –
ее механическую
прочность. Например,
большая
берцовая кость, входящая в скелет ног,
поставленная
вертикально, способна выдержать груз
почти в две тонны
весом.

Предлагаем ознакомиться:  Ларинготрахеит у детей симптомы и лечение

Важное
значение
для прочности костей имеет их химический
состав. Они содержат минеральные и
органические вещества
в соотношении 2/3:1/3. Первые придают им
твердость, вторые –
упругость. Неорганические соединения
кости образованы в основном солями
кальция. На поперечном
разрезе кости хорошо заметна более
плотная ее
часть, располагающаяся кнаружи и
называемая компактным
веществом кости.

Внутренняя часть кости внешне похожа
на губку и состоит из ячеек и перекладин
плотного вещества.
Эту часть называют губчатым
веществом.
Здесь
в
ячейках между плотным веществом находится
костный мозг,
участвующий в кроветворении. Соотношение
компактного
и губчатого веществ в различных костях
зависит от
их функционального значения.

Снаружи
кости покрыты специальной соединительнотканной
оболочкой – надкостницей.
В
надкостнице находится
большое количество нервов и кровеносных
сосудов, питающих
костную ткань. Здесь находятся также
костеобразующие
клетки,
определяющие
рост кости
в толщину и сращении костных обломков
при переломах.

Кости,
образующие; скелет, различаются так же
по форме. Существует
четыре типа костей: длинные, или трубчатые;
короткие; плоские, или широкие; смешанные.

Трубчатые
кости входят
в состав скелета конечностей (бедренная
и плечевая кости, кости предплечья и
голени и
т. д.). Каждая трубчатая кость обязательно
имеет длинную среднюю
часть (диафиз)и два расширенных
суставных
конца (эпифизы)
(рис. 2.2).
У детей на границе между диафизом и
эпифизами сохраняется прослойка хрящевой
ткани (метафиз),
за счет которой происходит рост длинных
трубчатых костей в длину.

Рис. 2.2.
Части
трубчатой кости:
1 –
диафиз –
тело, средний отдел кости; 2 – эпифиз –
концы
костей, участвующие в соединениях
костей; 3 – метафиз –
часть кости, располагающаяся между
диафизом и эпифизом, т. е. конец
диафиза;
4 –
костные
выступы, места прикрепления
мышц и связок

Короткие
кости имеют
одинаковую длину и ширину, например,
кости запястья и предплюсны, компоненты
позвоночника.

Плоские
кости
выполняют защитные функции. К ним
относятся
кости черепа, лопатка, тазовые кости.
Некоторые кости
содержат внутри воздухоносные полости,
их называют
воздухоносными
(лобная
кость, верхняя челюсть и
др.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Смешанные
кости отличаются
разнообразием строения, например,
скуловая и носовая кости лицевого
скелета или нижняя
челюсть.

Мышцы тела человека
образованы в основном мышечной тканью,
состоящей из мышечных клеток. Различают
гладкую и поперечнополосатую мышечную
ткань. Гладкая
мышечная ткань образует
гладкую мускулатуру, которая входит в
состав некоторых внутренних органов,
а поперечнополосатая
образует
скелетные мышцы. Общим свойством мышечной
ткани является ее возбудимость,
проводимость и сократимость (способность
сокращаться).

Поперечнополосатая
мышечная ткань отличается от
гладкой более
высокой возбудимостью, проводимостью
и сократимостью. Клетки поперечнополосатой
мускулатуры имеют
очень малый диаметр и большую длину (до
10–12
см).
В связи с
этим их называют
волокнами.

В состав мышечных
волокон входит большое количество еще
более тонких волоконец – миофибрилл,
которые, в свою
очередь, состоят из тончайших нитей –
протофибрилл.
Протофибриллы –
это сократительный аппарат мышечной
клетки, они представляют собойспециальные
сократительные белки миозин
и актин.

Механизм
мышечных сокращений представляет собой
сложный процесс физических и химических
превращений, протекающий в мышечном
волокне при обязательном участии
сократительного аппарата.
Запуск этого механизмаосуществляется
нервным импульсом, а энергия для процесса
сокращения поставляется аденозинтрифосфорной
кислотой (АТФ).

В этой связи особенностью
строения мышечных волокон является
также большое количество митохондрий,
обеспечивающих мышечное волокно
необходимой энергией.
Расслабление мышечного волокна, по
предположению многих ученых, осуществляется
пассивно, благодаря эластичности
мембраны и внутримышечной соединительной
ткани.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

«Рыбки и акулы»

Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по залу, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

Предлагаем ознакомиться:  Биопсия молочной железы (пункция молочной железы) || На какой день к маммологу

Правила:

  1. разбегаться можно только после команды «Лови!»;
  2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его;
  3. пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

«Морская фигура»

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

Правила:

  1. принятую после слова «замри!» позу нельзя менять;
  2. при повторении игры необходимо найти новую позу;
  3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

«Футбол»

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

«Кораблики»

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

2.5.6. Процессы физического утомления

Длительные
и
интенсивные мышечные нагрузки приводят
к временномуснижению
физической работоспособности организма.
Это физиологическое
состояние организма называют утомлением.
В
настоящее время показано, что процесс
утомления
затрагивает
прежде всего центральную нервную
систему, затем
нервно-мышечный синапс и в последнюю
очередь
мышцу.

Впервые ведущее значение нервной
системы
в развитии процессов утомления в
организме было отмечено
И. М. Сеченовым: «Источник ощущения
усталости
помещают обыкновенно в работающие
мышцы, – писал
он, –
я же помещаю его исключительно в
центральную
нервную систему». Доказательством
справедливости
подобного заключения являются не только
эксперименты
в лаборатории, но и многочисленные
примеры из жизни.

Каждый знает, что интересная работа
долго не вызывает
утомления, а неинтересная –
весьма быстро, хотя
мышечные нагрузки в первом случае могут
даже превосходить работу, совершаемую
тем же самым человеком во втором случае.
Следующий пример из клиники. Оказалось,
что люди, у которых лишь недавно
произведена ампутация
руки или ноги, еще долгое время ощущают
их наличие.

Утомление
представляет собой нормальный
физиологический
процесс, выработанный в процессе эволюции
для защиты
физиологических систем от систематического
переутомления,
которое является патологическим
процессом и
характеризуется расстройством
деятельности нервной системы
и других физиологических систем
организма.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Рациональный
отдых быстро восстанавливает утраченную
работоспособность
организма. Однако отдых должен быть
активным.
Иначе говоря, после физической работы
полезно
сменить род деятельности, так как полный
покой гораздо
медленнее восстанавливает силы. Например,
после спортивной
тренировки полезно сесть за книги, и
наоборот, после
учебных занятий поиграть в футбол или
заняться уборкой
комнаты.

Рекомендуемая литература

1.      
Безруких, М. М. Возрастная
физиология (Физиология развития ребенка):
учебное пособие / М. М. Безруких. –
М.: Академия, 2002. – 416 с.

2.      
Безруких, М. М. Хрестоматия
по возрастной физиологии: учебное
пособие / М. М. Безруких. –
М.: Академия, 2002. – 288 с.

3.      
Леонтьева, Н. Н.
Анатомия и физиология детского организма:
основы учения о клетке и развитии
организма; нервная система;
опорно-двигательный аппарат: учебник
для пед. вузов /
Н. Н. Леонтьева и др. – М.:
Просвещение, 1986. – 287 с.

4.      
Обреимова, Н. И.
Основы анатомии, физиологии и гигиены
детей и подростков: учебное пособие /
Н. И. Обреимова. –
М.: Академия, 2000. – 376c.

5.      
Сапин, М. Р. Анатомия и
физиология детей и подростков: учебное
пособие для пед. вузов /
М. Р. Сапин и др. – М.: Академия,
2000. – 456 с.

6.      
Сапин, М. Р. Анатомия и
физиология детей и подростков: учебное
пособие для пед. вузов /
М. Р. Сапин и др. – М.: Академия,
2002. – 456с.

Раздел 2 Развитие опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие

7.      
Сапин, М. Р. Анатомия и
физиология человека (с возрастными
особенностями детского организма):
учебник / М. Р. Сапин и др. –
М.: Академия, 1999.

8.      
Хрипкова, А. Г. Возрастная
физиология: учебное пособие для пед.
вузов / А. Г. Хрипкова. – М.:
Просвещение, 1978. – 287 с.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

9.      
Хрипкова, А. Г. Возрастная
физиология и школьная гигиена: пособие
для студентов пед. институтов /
А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова,
Д. А. Фарбер. – М.: Просвещение,
1990. – 319 с.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector