19.12.2019     0
 

Синдром двигательных нарушений у новорожденных и детей


Развитие моторики у новорожденного

Заболевания опорно-двигательного аппарата у детей отличаются от аналогичных заболеваний у взрослых. Во взрослом возрасте основной причиной становятся именно возрастные изменения и заболевания, травмы, у детей же основная причина нарушения мышечной и двигательной активности заключается в неврологических проблемах, полученных до или во время родов.

Лечение синдрома двигательных нарушений строится на терапии неврологической части (остеопатические методы воздействия на кости черепа, позвоночник, мышечные ткани- что приводит к стимуляции физиологических процессов организма,улучшения работы центральной и периферической нервной системы ) и самих мышц (массаж, нормализация кровообращения, выработка «правильных» двигательных паттернов в бобат-терапии).

https://www.youtube.com/watch?v=BOn77zUspbw

Используемые нами методы лечения безопасны для детей в любом возрасте и могут применяться к малышам, начиная с первых дней жизни. В своей работе мы не используем медикаменты и болезненные приемы, поэтому дети переносят лечение легко и с удовольствием. Опыт работы врачей остеопатов Центра остеопатии и здоровья позволяет гарантировать неизменно высокое качестве лечения синдрома двигательных нарушений на любой стадии. Звоните нам прямо сейчас и запишитесь на лечение!

Синдром двигательных нарушений (перинатальное поражение ЦНС, энцефалопатия неуточненная, сегментарная недостаточность, гипер/гипотонус новорожденных) — это патология двигательной активности, которая может выражаться по-разному: парезы (ослабление двигательной функции конечностей), мышечная гипер- и гипотония, нарушение рефлекторной деятельности, нарушение функций рук и ног, объема движения какого-либо сустава, походки, осанки.

В тяжелых случаях у младенцев это может привести к нарушению рефлексов глотания и сосания. В случае отсутствия комплексного лечения, эти начальные проявления могут привести к угрозе ДЦП, когда ребенок в тяжелых случаях не может удерживать голову, туловище, а в более легких – имеет нарушения походки, мелкой моторики, речевой функции.

Заболевания нервно-мышечного аппарата у детей отличаются от аналогичных заболеваний у взрослых. Во взрослом возрасте основной причиной становятся именно возрастные изменения и заболевания, травмы. У детей же основная причина нарушения мышечной и двигательной активности заключается в неврологических проблемах, полученных до или во время родов, а так же в ранние периоды после родов.

В детском медицинском центре «Виталис» есть все возможности для восстановительной работы с детьми, имеющих двигательные нарушения в разном возрасте. Лечением синдрома двигательных нарушений в нашем центре занимается врач-физиотерапевт Кедрик Людмила Ивановна, специалист с опытом работы с детьми более 25 лет.

В своей методике Кедрик Людмила Ивановна использует физические методы (стимуляция мышц, лечение светом, теплом, ультразвуковым воздействием в соответствии с возрастом ребенка и потребностью организма для восстановления), авторские методики лечебной физкультуры с учетом показаний и противопоказаний. Большую роль в комплексе лечения СДН играет рефлексонормализующая гимнастика при нарушении тонуса мышц, что свойственно для детей с СДН.

Физиотерапевтические методы могут использоваться в возрасте от 1 месяца и переносятся детьми легко.

Синдром двигательных нарушений у новорожденных и детей

У новорожденных детей ответные реакции строятся на уровне бледного шара и зрительного бугра. Далее при созревании «старших» структур происходит процесс торможения более ранних образований, после чего следуют некоторые изменения реакций организма в ответ на окружающую среду. Новые образования структур при этом подчиняют себе старые.

У новорожденных детей существует три этапа развития психомоторной деятельности:

  1. От самого рождения до четырех месяцев длится таламопаллидарный период;
  2. Следующий период – стриопаллидарный. Его продолжительность составляет полгода, т.е. до 10 месяцев. В этот период мышечный тонус понижается, малыш учится целенаправленным телодвижениям
  3. С 10 месяцев начинается период, для которого характерно созревание высших корковых функций; речь и сложные условные реакции активно начинают свое развитие.

Описанные периоды определяют фазы развития моторики у детей:

  1. Первые двигательные рефлексы (спонтанные) начинаются с четвертого дня жизни и длятся до двух месяцев;
  2. Со второго по пятый месяцы жизни протекает монокинетическая фаза, особенность которой состоит в попытке самостоятельной координации рук и ног;
  3. С пятого месяца до года движения приобретают некоторую направленность – дромокинетическая фаза;
  4. Для кратикинетической фазы характерен переход к моторике уже взрослого человека, при этом развивается координация и нормализуется тонус мышц. Эта фаза начинается с двенадцати месяцев.

Двигательный рефлекс у новорожденного проходит свое развитие по восходящей — сложные жесты заменяют простые. Если поражаются какие-либо отделы головного мозга, то у малыша могут появиться те реакции моторики, которые характерны для более ранних этапов развития.

Нарушение двигательных функций у новорожденных и грудничков разительно отличаются от нарушений моторики более старших детей и тем более взрослых. В раннем возрасте поражение какого-либо участка мозга чаще всего вызывает изменения, которые отражаются на всем функционировании организма. А это уже, в свою очередь, крайне затрудняет узкую диагностику проблемы.

Синдром двигательных нарушений у новорожденных и детей

У новорожденных и грудничков диагностика пирамидных и экстрапирамидных двигательных нарушений затруднена: врачи делают в основном свои выводы, опираясь на рефлекторную активность младенца и его мышечный тонус.

Мышечный тонус меняется вместе с ростом. Особенно это заметно в первый и второй возрастной периоды (до трех месяцев), в это время физиологическая гипертония является нормой.

Мышечная гипотония – состояние, при котором снижается сопротивление пассивным жестам и значительно увеличивается их количество. При этом наблюдается снижение спонтанной и произвольной активности; рефлексы сухожилий могут быть как нормальными, так и повышенными или сниженными. Это зависит от того, насколько поражена нервная система. Вышеописанный синдром – это наиболее часто встречающийся диагноз у малышей в возрасте до одного года.

Мышечная гипотония может наблюдаться как с рождения, так и с любого возраста, если начнут проявляться клинические симптомы.

Врожденная гипотония мышц может привести к нормотонии, дистонии, гипертонии или же так и останется главенствующим симптомом весь первый год жизни человека. Клинические проявления мышечной гипотонии могут варьироваться от легкого снижения сопротивления пассивным движениям вплоть до атонии, а также отсутствия активных рефлекторных жестов у новорожденного или грудничка.

В случае, когда гипотония мышц выражена незначительно и других неврологических нарушений нет, то чаще всего этот синдром либо вовсе не оказывает влияние на рост и развитие человека, либо приводит к запаздыванию развития моторики маленького человека.

Запаздывание может быть неравномерным. Такие дети позже становятся на ноги и начинают ходить, долго ходят с поддержкой взрослых. Бывают случаи, когда мышечная гипотония лишь одной конечности, это происходит при парезе ног или рук.

Мышечная дистония – синдром, при котором гипотония мышц перемежается с гипертонией. У таких детей, находящихся в состоянии покоя, при пассивных жестах наблюдается общая гипотония мышц. Тонус мышц резко нарастает при резких переменах эмоций, при активных попытках выполнить какое-либо действие. Эти состояния носят название дистоническая атака.

Синдром мышечной гипертонии – синдром, при котором происходит увеличение сопротивления пассивным движениям, спонтанная и произвольная активность значительно снижена, рефлексы сухожилий завышены. Нормой считается, если вышеописанные клинические показатели выражены слабо, непостоянны и со временем ослабевают, но при увеличении мышечного тонуса симптомы усиливаются и не угасают.

Массаж для тазобедренных суставов у ребенка

Мышечная гипертония может быть разной степени: от незначительного повышения сопротивления до абсолютной скованности, при которой какие-либо движения становятся невозможными. В таком случае релаксанты мышц не могут вызвать расслабление мышц.

Если мышечная гипертония выражена неярко и других неврологических нарушений нет, то влияние этого синдрома на пациента будет незначительным. Оно будет выражаться в легком торможении процесса роста в первые двенадцать месяцев. Например, может отмечаться задержка прогресса хватательного рефлекса, задержка процесса познания навыков манипулирования предметами и прочее. Такие детки поздно встают на ноги и предпочитают ползать, для них характерна ходьба на пальчиках.

Различные двигательные патологии при наличии сенсорной недостаточности ведут к и психическим нарушениям. Артикуляционный аппарат напрямую зависит от тонических рефлексов: лабиринтный тонический рефлекс повышает тонус мышц корня языка, что ведет к проблемам формирования голосовых реакций как произвольных, так и непроизвольных.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс приводит к ассиметричному положению языка во рту, что затрудняет произнесение звуков. Симметричный шейный тонический рефлекс затрудняет дыхание, приводит к произвольному открыванию рта, язык находится впереди. Все эти симптомы приводят к нарушению развития речевой активности.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать и куда обращаться если ребенка укусил клещ

Нарушение речевой функции у новорожденных и грудничков с ДЦП выражается в задержке развития моторной речи и разных формах дизартрии. Локализация процесса патологии и степень поражения мозга обуславливают тяжесть нарушения речевых функций. Нарушения психики у маленького пациента могут быть вызваны как первичными поражениями головного мозга, так и задержкой развития двигательной и сенсорной функции.

Аномалии развития глазодвигательных нервов, торможение развития локомоторных функций ограничивает поля зрения, а это уже ведет к более серьезным проблемам: недостатку внимания, торможению пространственного восприятия и рефлексов познавания. В норме младенец должен накапливать знания об окружающем мире и формировать такие функции мозга, как обобщение.

Параличи и парезы не позволяют в полной мере знакомиться с предметом на ощупь, что в сочетании с недостаточным развитием зрительных и моторных функций не дает формироваться предметному восприятию и препятствует познавательной деятельности. Нарушение речевой деятельности также приводит к трудному контакту с окружающей средой и миром. В более старшем возрасте нарушение связей коммуникации приводит и к психическим расстройствам.

Общие симптомы заболевания

Синдром двигательных нарушений у новорожденного, проявляющийся в виде гипертонуса, может сопровождаться следующими симптомами:

  • тело малыша в лежачем положении сгибается в виде дуги;
  • грудничок научился держать головку, не достигнув даже месячного возраста;
  • к трёхмесячному возрасту ребёнок не научился раскрывать кисть для того, чтобы взять игрушку или другой предмет, он прижимает к туловищу сжатые кулачки;
  • голова крохи всегда повёрнута в одну сторону;
  • если поставить малыша на ножки, он встанет не на полную стопу, а на одни носочки;
  • ребёнок умеет переворачиваться только через один бок;
  • в годовалом возрасте пользуется не обеими руками, а отдает предпочтение какой-то одной.

Все вышеописанные признаки означают, что из ЦНС поступает чрезмерное количество импульсов. Не стоит откладывать в долгий ящик поход к неврологу.

В отличие от предыдущего варианта, гипотонус характеризуется сниженным поступлением импульсов от ЦНС в мышечные ткани, в результате чего уменьшается и их напряжение.

Синдром двигательных нарушений этого типа сопровождается такими признаками:

  • вялость младенца, он совершает совсем мало движений ножками и ручками;
  • малыш не может удерживать игрушку в руке;
  • крик ребёнка очень слабый;
  • младенец не умеет удерживать головку в вертикальном положении на протяжении длительного периода времени и постоянно запрокидывает её назад;
  • малыш не начинает в положенное время ползать, сидеть и вставать;
  • ребёнок начинает улыбаться гораздо позже положенного срока;
  • дети с гипотонусом очень плохо держат равновесие во время сидения: даже в 6-7 месяцев их шатает со стороны в сторону.

Этот вид заболевания очень плохо сказывается на позвоночнике и осанке, возникает высокий риск вывихов суставов. Тяжёлые формы мышечной гипотонии могут затруднить даже такие важные процессы, как сосание груди, жевание и глотание пищи. Кроме того, дети с этим видом заболевания длительное время не проявляют речевые навыки.

Чем ещё может сопровождаться синдром двигательных нарушений? Симптомы, по которым можно судить о заболевании, бывают ещё и следующие:

  • Ребёнок не может принимать патологические позы. Ему очень сложно сгибать и разгибать верхние конечности. Кроме этого, он не может загибать пальчики.
  • Ещё один признак — монотонность крика и плача малыша.
  • Значительное запоздание слуховых и зрительных реакций.
  • Малыш отстаёт в физическом развитии, ему сложнее научиться переворачиваться, садиться, держать равновесие и так далее.

Для того чтобы родители самостоятельно смогли вовремя обратить внимание на те или иные нарушения в развитии малыша, стоит четко знать, в чем именно могут проявляться симптомы двигательных нарушений у грудничка. Они могут иметь следующий характер:

  • видимые нарушения артикуляции;
  • вялая мимика: если эмоции здорового малыша выражаются на лице довольно ярко, то СДР проявляется в практически отсутствующей мимике как при положительных, так при отрицательных эмоциях, такие малыши начинают улыбаться достаточно поздно, это может быть даже в три месяца;
  • значительная задержка зрительно-слуховых реакций, родители деток при этом часто наблюдают, что они долгое время не реагируют на окружающие их звуки и происходящие события, не узнают родителей и близких;
  • дети кричать слабо и монотонно, практически без перепадов звуков и тонов.

Можно отметить, что в целом детки, у которых наблюдается синдром двигательных нарушений, являются более слабыми, вялыми и флегматичными, чем их здоровые сверстниками. При выявлении таких признаков не стоит спешить списывать их на особенности характера малыша, а вместо этого следует обратить на это внимание педиатра.

Родители должны много общаться с детьми, постоянно за ними наблюдая. Обязательно следует проводить параллель с их сверстниками, чтобы иметь возможность объективно оценивать развитие своего ребенка.

Стоит отметить, что синдром может проявляться не только в физических, но и в психических отклонениях от нормы. Так маленький ребенок может самостоятельно брать в руки игрушки, но при этом не понимать, что с ними нужно делать.

И если здоровый ребенок осознает такие моменты достаточно быстро, то у тех, кто имеет выраженные симптомы отклонения это может занимать намного больше времени.

Если у ребенка наблюдаются зрительные нарушения, то он будет путаться в пространстве, ему сложнее определить, где находится тот или иной предмет. Если малыш не может с первого раза дотянуться ручками до нужного предмета, стоит сразу же бить тревогу, и сообщать о симптоме врачую, параллельно наблюдая за общим поведением ребенка.

Отличительная черта болезни − синдром двигательных нарушений не имеет специфических симптомов, встречаемых только у этой патологии. В основном, это признаки, которые могут быть даже у здоровых детей. Родителям стоит быть очень осторожными. Конечно, не нужно ребенка водить к доктору из-за любой мелочи.

  • бедность мимики;
  • плач без причин, чаще всего монотонный;
  • чадо постоянно берет в руки игрушки, но как будто не знает, что делать дальше с ними;
Плач без причин

Плач без причин — это один из симптомов недуга

  • выражение эмоций запаздывает, например, первые попытки улыбнуться в три-четыре месяца;
  • замедленные реакции на внешние раздражители;
  • утрудненное дыхание;
  • проблемы с речью, вследствие чего чадо поздно начинает говорить.
  • острые заболевания, протекающие с интоксикацией;
  • онкологические заболевания;
  • системные заболевания крови;
  • мерцательная аритмия;
  • сердечная недостаточность 2 и более степени;
  • частые некупируемые судороги.

Кедрик Людмила Ивановна работает своей авторской методике с 2004 года. За это время большое количество детей получили возможность правильно двигаться, проявить свои интеллектуальные способности, сформировать правильную походку и осанку.

 Курс лечения подбирается в соответствии с возрастом пациента, стадией и степенью выраженности заболевания. К каждому ребенку мы находим индивидуальный подход и работаем с ребенком комплексно.

  • Слабая мышечная сила является основным симптомом болезни. Все движения малыша происходят «в замедленном действии». Ребенок без посторонней помощи не может держать голову, шею, поднять ручки и ножки.
  • Малыш не в состоянии принимать патологические позы. Сложность, практически невозможность, в сгибании и разгибании верхних и нижних и верхних конечностей. Ребенок не может загибать пальчики.
  • Монотонность плача и криков-также характерный признак синдрома двигательных нарушений.
  • Мимика больного ребенка существенно отличается от мимики здорового. Она достаточно бедная, малыш поздно начинает улыбаться. Например, если здоровенький малыш начинает радовать родителей своей улыбкой в первый месяц жизни, то младенец, страдающий синдромом двигательных нарушений показывает улыбку в лучшем случае — в трёхмесячном возрасте.
  • Зрительно слуховые реакции значительно запаздывают.

Причины появления синдрома двигательных нарушений

Еще одна причина – инфекция ЦНС. Беременная женщина через плаценту может заразить плод. Однако иногда синдром двигательных нарушений возникает после осложнений во время родов, в том числе когда акушеры-непрофессионалы пытаются при помощи силы вытолкнуть малыша, причиняя ему травмы. После такого ребенок рискует получить синдром двигательных нарушений.

Еще одна причина появления недуга – инфекция ЦНС

Беременная женщина через плаценту может заразить плод

После родов родители обязаны пристально наблюдать за малышом. В два-четыре месяца уже есть возможность диагностировать СДН, но для этого нужно тщательно наблюдать за своим ребенком. Родители не должны бояться обратиться к специалисту и услышать диагноз. СДН нельзя назвать приговором, ведь при правильном лечении малыш будет абсолютно здоровым.

  1. Осложнения во время родов. Достаточно часто нетерпеливый акушер-гинеколог для ускорения процесса появления на свет ребенка начинает выталкивать малыша, применяя силу, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод, травмирует его, вследствие чего, малыш получает СДН.
  2. Если мама во время беременности или ребенок во время родов страдали кислородным голоданием (гипоксией), то можно быть уверенным, что младенец получит СДН.
  3. Инфекция нервной системы. Источником этой инфекции является больная мама, которая заражает плод через плаценту.
  4. Неправильно сформированный аппарат опорно-двигательной системы.
Предлагаем ознакомиться:  Побочное действие гормональных препаратов в онкологии

Очень важно диагностировать СДН как можно раньше. Поэтому молодая мама должна с полной ответственностью следить за здоровьем и поведением своего ребенка особенно в первые месяцы его жизни.

Синдром двигательных нарушений у грудничка может возникнуть в результате воздействия некоторых факторов.

Во-первых, причиной заболевания может стать гипоксия. Это явление сопровождается нарушением кровоснабжения головного мозга, что приводит к его поражению.

Во-вторых, синдром двигательных нарушений может возникнуть в результате перенесённой внутриутробной инфекции.

В-третьих, частой причиной заболевания выступают полученные родовые травмы в результате слишком большой массы плода, тазовом предлежании, неправильном вставлении головки и так далее. Во всех этих случаях может быть поражён спинной мозг новорожденного.

Четвёртая и последняя причина заключается в неправильном формировании опорно-двигательного аппарата.

Нарушение двигательных рефлексов, связанные с дисфункцией мозжечка

У многих родителей подобные диагнозы выбивают почву из-под ног. Выбор клиники, выбор врача, выбор страны, где проводить лечение – это вопросы, на которые каждая семья должна ответить себе в кратчайшие сроки.

Синдром двигательных нарушений у новорожденных и детей

Все чаще родители предпочитают проходить лечение за рубежом. Современный рынок сейчас перенасыщен клиниками, которые предоставляют услуги по медицинскому туризму. Но к выбору нужно отнестись со всей ответственностью.

Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе места лечения:

  • Срок существования фирмы на рынке медицинских услуг и туризма;
  • Наличие документации на соответствующую работу;
  • Отзывы клиентов.

Эксперты из агентства медтуризма Меднавигатор помогут определиться со страной, клиникой, врачами; помогут собрать нужные документы и разрешения; окажут юридическую поддержку. Позвоните нам 8 (800) 777-37-25. Меднавигатор сотрудничает с крупнейшими мировыми клиниками и центрами. Уверенно делайте шаг навстречу решению вашей проблемы, и уже скоро вы увидите, как ваш малыш делает первые шаги.

Недоразвитие мозжечка, родовая травма, асфиксия, наследственная дегенерация – все это приводит к мозжечковым нарушениям двигательного рефлекса.

Нарушение двигательных рефлексов мозжечка: клинические проявления:

  • Мышечный тонус снижен;
  • Реакция равновесия при сидении, вставании, ходьбе нарушена;
  • Нарушение координации рук при движении.

Распознать такие расстройства можно и самостоятельно: такой малыш при захвате предмета делают много лишних движений, особенно это характерно в сидячем положении. Садятся дети с мозжечковыми нарушениями поздно, ходить учатся после года, при этом часто падают.

Терапию нарушений двигательных и психомоторных функций делят на два вида: физиотерапия и медикаментозный метод лечения.

Если превентивная диагностика показала склонность к медикаментозному лечению, то используют:

  • Центральные парезы: кислота гопантеновая (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема);
  • Статические парезы в возрасте от 12 месяце:– баклофен (от 0,5 до 1 миллиграмма на килограмм веса в сутки), мидокалм (5 миллиграмм на килограмм в сутки);
  • Статические парезы с двух лет: ботулинотерапия;
  • Торможение психомоторного развития: гопатеновая кислота (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема), пиритинол (10 миллиграмм на килограмм каждый день).

Если диагностика выявила ригидность или спастичность, то необходимо проводить тепловые процедуры.

Мероприятия по реабилитации необходимо изучить родителям и ежедневно заниматься с ребенком. Основные виды занятий – это занятия на большом гимнастическом мяче, различные оздоровительные укладки, подготовка к массажу. В дальнейшем при положительной динамике упражнения на мяче и укладки должны быть сопряжены с массажами, физиотерапией, стимуляцией зрительных и слуховых анализаторов.

В этот период необходима логопедическая диагностика языкоглоточной мускулатуры. В период реабилитации необходимо также включить занятия по развитию речи. В настоящее время наиболее популярны такие физиотерапевтические методы, методика Войта, Бобат-терапия, кинезотерапия, терапия вызванных движений конечностей.

На последней остановимся подробнее. Терапия вызванных движений верхних и нижних конечностей основана на ежедневном, шестичасовом воспроизведении движений в конечностях у больных. Такой курс длится 21 день. К этому прибавляется профессиональный массаж, лечебная физкультура, лазеротерапия.

В восстановительном периоде не следует упускать формирование знаний и навыков самообслуживания, культурные и гигиенические навыки у детей старшего возраста. Нужно создать условия, при которых дети с ДЦП овладевали этими способностями. Родители должны уйти от гиперопеки, это поможет больному стать самостоятельнее и развиваться активнее.

Формирование навыков самообслуживания – это одна из важнейших задач восстановления. Нужно решать много задач на самые различные темы: посчитайте количество пуговиц, рассмотрите их цвет, форму, потрогайте на ощупь, опишите похожие предметы и прочее.

Церебральный паралич – это диагноз, который ежегодно слышат родители тысяч новорожденных и детей. Это заболевание не заразно, контакт с больным неопасен. Само слово «церебральный» в переводе означает «связи с мозгом». Слово «паралич» говорит о неправильной координации движения и ориентирования в пространстве.

Кроме ДЦП современная медицина различает еще много заболеваний, связанных с нарушением двигательных функций. Но, к сожалению, все медицинские достижения, точнейшая диагностика, новинки фармацевтики не могут окончательно решить эту проблему. Статистика фиксирует по 2-3 больных на тысячу населения.

Двигательные нарушения у детей

Начнём с лечебной физкультуры и массажа. Для их проведения обычно необходимо применение специальных мазей. Каких именно — подскажет специалист перед выполнением процедур. Особое внимание в данном случае обычно уделяется нижним конечностям. Существует ещё два небольших, но важных нюанса: перед началом массажа и физкультуры нужно укутать ножки малыша одеждой из шерсти, а по окончании — сделать ванночки с отварным овсом либо сапожки из парафина.

Для того чтобы определить комплекс необходимых упражнений, врач ориентируется в первую очередь на то, где именно наблюдаются нарушения: в сидении, ползанье, ходьбе и так далее.

Дети, возраст которых менее одного года, должны пройти не менее четырёх курсов лечебного массажа и физкультуры. При этом один курс включает в себя порядка 20 сеансов, которые состоят из чётко установленного комплекса упражнений.

Родителям необходимо запомнить, что не стоит расслабляться в перерывах между сеансами у специалиста. В этот период они должны самостоятельно делать массаж крохе.

Далее рассмотрим, что такое остеопатия. Процедура является альтернативой официальной медицине. Положительный эффект в этом случае достигается путем воздействия на нужные точки тела и массажа внутренних органов.

Рефлексотерапия применяется в тех случаях, когда синдром двигательных нарушений у детей сопровождается задержками в созревании нервной системы и развитии. Этот вид терапии показывает наибольшую эффективность.

Мышечный гипертонус

В некоторых случаях для того, чтобы устранить синдром двигательных нарушений у новорожденных, врач может назначить применение гомеопатических лекарственных препаратов. Их выбор будет зависеть от характера протекания заболевания и особенностей организма малыша.

Не менее важную роль играет и правильно сформированный рацион ребёнка. В нём должно присутствовать большое количество витамина В. В противном случае потребуется делать уколы.

Дополнительные методы диагностики двигательных нарушений

Диагностика двигательных нарушений также должна предусматривать исследование венозной системы. Рисунок из вен, который похож на голову медузы, говорит о застоях в венозной системе; венозная сеточка на волосистой части указывает на рахит или гидроцефалию; рисунок из вен верней части спины указывает на рост бронхопульмональных узлов;

Для полной картины нарушений необходима диагностика роста волос: достаточный ли рост, есть ил выпадение, сухость, ломкость. Все эти факторы указывают на дефицит железа в организме, что может привести к анемии и двигательным нарушениям. Блеклые, серые ногти также говорят о дефиците железа или же грибковых заболеваниях.

Даже при наличии явных признаков проблемы не стоит устанавливать диагноз самостоятельно и уж тем более заниматься самолечением. Необходимо обратиться к неврологу, который проведёт полное обследование и по его итогам сможет определить наличие заболевания и его тип.

Предлагаем ознакомиться:  Беременность не заметили на узи

Во время диагностики в первую очередь учитывается перинатальный анамнез. Доктору необходимо знать, были ли у ребёнка перенесённые инфекции, токсико-метаболические нарушения либо признаки гипоксии. Отдельное внимание обращается на оценку состояния новорожденного малыша по шкале Апгар.

Если на обследовании находится грудничок, у которого ещё не зарос родничок, ему назначается допплер-исследование мозгового кровотока и нейросонография. В особо тяжёлых случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

Расслабляющий массаж

Дополнительно проводится сверка навыков ребёнка с нормами развития в его возрасте. Неврологи и педиатры в данном случае пользуются специальными таблицами.

Нарушение двигательных рефлексов, связанные с дисфункцией мозжечка

Двигательный дисбаланс часто сопровождается детским церебральным параличом. Повышение мышечного тонуса в разной степени наблюдается при любой форме и стадии церебрального паралича.

Нарушение мозга грудничка порождает непоследовательность этапов его развития. Для того чтобы точнее понять особенности нарушения двигательных функций, рассмотрим влияние тонических рефлексов на двигательную активность (произвольную), психические и речевые функции.

Тонический лабиринтный рефлекс – заболевание, при котором грудничок не в состоянии сидеть, переворачиваться, взглядом не следит за предметами, не подымается, не ходит и не стоит. Малыш с ярко выраженным тоническим рефлексом, находясь на спине, не может наклонить головку, протянуть руки вперед, взять предмет, который находится перед ним, а также ухватится и сесть.

Степень выраженности тонического рефлекса напрямую зависит от тонуса мышц пациента. Ассиметричный шейный тонический рефлекс — самый распространенный рефлекс при ДЦП. Степень этого симптома напрямую зависит от мышечного тонуса в руках. Тяжелая степень характеризуется одновременным поворотом головы с руками.

Симметричный тонический рефлекс – симптом, при котором грудничок, поставленный на колени, не в состоянии разогнуть руки, чтобы опереться на них и поддерживать свой вес. При этом голова наклонена, плечи втянуты, руки согнуты в локтях, а кисти в кулаки. При попытке поднять голову из положения сидя маленький пациент не может удержаться и падает назад. Опускание головы приводит к обратному.

Положительная поддерживающая реакция – это реакция, которая проявляется как возрастание тонуса в ногах при касании ног к опоре. Так как карапуз с ДЦП стоит и ходит на подушечках стоп, то вышеописанная реакция постоянно стимулируется. Суставы ног фиксируются. Реакция равновесия затруднена.

Содружественные реакции – реакции организма, которые усиливают тонус различных частей тела при попытке сломить сопротивление мышц в конечности: при попытке взять игрушку, разжать руки, шагнуть. Содружественные реакции не позволяют развиваться целенаправленным движениям и приводят к контрактурам. Самое частое проявление содружественных реакция при ДЦП в оральной мускулатуре: дите берет игрушку, рот при этом широко открывается.

Произвольная двигательная активность приводит к тому, что все тонические рефлексы работают одновременно, соединяюсь друг с другом. Это затрудняет выявление одного из симптомов, можно лишь отметить наличие и усиленные симптомы того или иного рефлекса. Мышечный тонус влияет на степень выраженности симптомов.

синдром двигательных нарушений

Гемолитическая болезнь новорожденного. Появление резких тонический рефлексов характерно для тех детей, которые перенесли гемолитическую болезнь. Это может даже привести к тонической атаке. Произвольная моторика тяжело развивается при гемолитической болезни новорожденного, причиной этому становятся гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения). Зачастую на первом году жизни младенца такие движения выражены в слабой степени.

Прогноз на будущее

Последствия при ППЦНС могут быть самые разные, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. В самых проблемных случаях развивается эпилепсия, умственная отсталость, сложности с ходьбой. При легких степенях ребенок может быть гиперактивным, испытывать сложности в обучении, ему тяжело концентрироваться и запоминать информацию. Возможны головные боли, метеочувствительность, проявления вегетососудистой дистонии.

Синдром двигательных нарушений лечится настолько эффективно, насколько позволяет ему пораженная нервная система. Однако в большинстве случаев при установлении диагноза в поликлиниках и отсутствии стойкой гипоксии при родах мышечные дистонии приходят в норму к концу первого года жизни.

То, насколько благоприятно пройдёт лечение, зависит в первую очередь от вида заболевания.

Синдром двигательных нарушений лёгкой формы (при условии отсутствия стойкой гипоксии) можно побороть уже в течение первого года жизни малыша.

Более тяжёлые типы заболевания способны стать причиной возникновения множества осложнений: умственной отсталости, эпилепсии, сложностей с ходьбой, обучением и концентрированием внимания, метеочувствительности, головных болей, проявлений вегетососудистой дистонии.

То, насколько эффективным будет лечение, зависит, прежде всего, от сложности и степени запущенности заболевания. Если отмечается легкая форма синдрома, то при правильном лечении побороть его можно уже в первый год жизни малыша.

Более запущенные стадии нередко становятся причиной серьезных двигательных и психических нарушений. К ним можно отнести:

  • ДЦП;
  • умственная отсталость;
  • эпилепсия;
  • сложности с ходьбой, обучением и концентрацией внимания;
  • головные боли, повышенная метеочувствительность.

В раннем возрасте крайне важно внимательное отношение к ребенку. Заключаются оно в предоставлении свободы в развитии, естественно – в разумных пределах.

Нельзя ограничивать пространство грудничка кроваткой или манежем. Желательно выделить для ребенка отдельное помещение, в котором он при соблюдении мер безопасности сможет свободно передвигаться.

Яркие картинки, развивающие игрушки, ходьба босиком и фитбол – все это способствует правильному развитию малыша и является средствами профилактики синдрома двигательных нарушений.

Профилактика

Обеспечьте своему ребенку полную свободу в действиях (Не переусердствуйте. Правила безопасности никто не отменял.) Не ограничивайте его узкой колыбелькой. Если имеется возможность, неплохо было бы предоставить малышу отдельное помещение. Ребенок должен развиваться, иметь интерес к жизни, познанию окружающего мира. Предоставьте ему больше объектов для изучения: ярких игрушек, красочных картинок и т.п.

Еще одним важным и полезным для развития нервной системы детей является ходьба босиком, гимнастика, лечебный массаж в обязательном порядке. Занятия на большом мяче (фитболе) также оказывают положительный эффект в профилактике СДН.

Как можно чаще играйте с ребенком в пальчиковые игры, прикасайтесь к нему, ходите по рельефным поверхностям.

Современные мамы воспринимают диагноз «синдром двигательных нарушений» как приговор, отчаиваются и опускают руки. Это неправильная реакция! Эта болезнь излечима, с ней нужно бороться. И если вы действительно любите свое чадо-вы ни за что не отступите, а будете бороться за здоровья ребенка до конца.

Гораздо легче предотвратить заболевание, чем потом его лечить. В первую очередь беременной женщине нужно делать все для того, чтобы ребенок в утробе не нуждался в кислороде и питательных веществах. Нужно серьезно отнестись к выбору акушера-гинеколога.

Когда ребенок уже способен сидеть и ползать, предоставьте ему возможность изучать предметы вокруг. Дайте ему как можно больше игрушек, красочных картинок. Но не забывайте о мерах предосторожности, исключите возможность ребенка добраться до розеток, вылезти на подоконник или проглотить маленькие вещи. Также не стоит забывать о гимнастике. Играйте с ребенком в пальчиковые игры и при возможности выделите ему отдельную комнату.

Основная профилактика возникновения синдрома двигательных нарушений заключается в предоставлении ребёнку свободы действий. Конечно же, в пределах правил безопасности. Не нужно ограничивать его пространство колыбелькой. При наличии возможности рекомендуется выделить для малыша отдельное помещение.

синдром двигательных нарушений у грудничка

Малыш должен развиваться и познавать что-то новое. Помочь в этом деле смогут красочные картинки, яркие игрушки и так далее.

Дополнительно можно давать ребёнку ходить босиком, заниматься с ним на фитболе, проводить лечебный массаж и гимнастику. Очень полезны и пальчиковые игры, прикосновения к разным по текстуре предметам.

Подведём итоги

Многие мамы воспринимают синдром двигательных нарушений как приговор и опускают руки, потеряв надежду на то, что их малыш выздоровеет. Ни в коем случае не нужно этого делать! Как видим, это заболевание на сегодняшний день уже не входит в группу неизлечимых, а это означает, что шансы на полное выздоровление у ребёнка очень велики.

Как правило, к двум годам все признаки заболевания исчезают у 90 % детей. В особенности это касается случаев, когда проблема была обнаружена достаточно рано и ещё не успела усугубиться. Единственное, что понадобится от родителей в такой ситуации — проявить упорство и терпение. И тогда с их любимым малышом всё будет в порядке. Будьте здоровы!


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector