27.02.2020     0
 

Таблица со шкалой Апгар норма и расшифровка результатов оценки новорожденного ребенка


Что считается нормой

Теперь остановимся подробнее на тех самых признаках, по которым происходит оценка младенца на 1-й и 5-й, а при плохих показателях — и на 10-й минуте жизни.

Работа сердца. У новорожденного сердечко бьется очень часто, совершая до 130–140 ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если же малыш испытывал нехватку кислорода во внутриутробном периоде или во время родов, то наряду с изменением других показателей у него происходит замедление сердцебиения. Соответственно, пульс менее 100 ударов в минуту оценивается в 1 балл, отсутствие пульсовой волны — 0 баллов.

Частота дыхания. Малыш может совершать до 40–45 дыхательных движений в минуту, то есть делает вдох-выдох практически каждую секунду. Кроме того, кроха громко сообщает миру о своем появлении. Это оценивается по максимуму — в 2 балла. Если голос новорожденного больше напоминает стон, а не победный клич, если его дыхание медленное, затрудненное и нерегулярное, то ребенок получит 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика — 0 баллов.

Мышечный тонус. В норме у всех новорожденных повышен тонус мышц-сгибателей. Именно поэтому они находятся в определенной позе: голова приведена к груди, кисти сжаты в кулачки, руки согнуты в локтевых, а ноги — в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. При этом движения малыша избыточны, нескоординированны, хаотичны.

Рефлексы. Важнейшие безусловные рефлексы начинают функционировать у детей непосредственно после рождения. Первый крик и первый вдох являются рефлекторными. Сосательный и глотательные рефлексы позволяют крохе насыщаться материнским молоком. Больше всего родителей поражают рефлексы ходьбы и ползанья: младенца кладут на животик, подталкивают под пяточки, и только что родившийся малыш преодолевает расстояние в несколько десятков сантиметров;

а поставленный (с поддержкой под мышки) на ровную поверхность, он словно выполняет команду «шире шаг!». Если все эти врожденные рефлексы проявляются в полной мере, маленький человечек определенно заслуживает 2 очередных балла. Если рефлексы проявляются неуверенно даже после побуждения, больше 1 он не получит. А их полное отсутствие вообще не приносит баллов.

Цвет кожных покровов. Цвет кожных покровов у новорожденного варьируется от бледно- до ярко-розового, что оценивается в 2 балла. У младенцев с другим цветом кожи (например, мулатов) обследуются белки глаз, цвет слизистых оболочек рта, губы, ладони и нижние поверхности стоп. Дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, чаще всего не испытывают затруднений при прохождении родовых путей, поэтому цвет их кожи обычно лучше и они набирают 2 балла по этому признаку. Если у малыша имеется синюшность ручек и ножек, то ставится 1 балл. При равномерно бледном или синюшном цвете кожных покровов ставится 0 баллов.

  0 баллов 1 балл 2 балла
Пульс Отсутствует Менее 100 уд./мин Более 100 уд./мин
Дыхание Отсутствует Медленное, нерегулярное Хорошее, крик
Мышечный тонус Слабый Сгибает ручки и ножки Активно двигается
Рефлексы Отсутствует Слабо выражены Вызываются
Цвет кожи Синюшный, бледный Нормальный, но синюшные ручки и ножки Нормальный по всему телу

Давайте рассмотрим несколько интерпретаций оценок, полученных новорожденным ребенком.

  • Если новорожденному поставили 8/9 баллов по шкале Апгар – это значит, что ребенок в хорошем состоянии. Сердцебиение, частота и полнота дыхания, рефлексы и остальные показатели в норме. Малыш отлично адаптируется к условиям новой среды.
  • 5/7, 6/7 или 7/8 указывают на то, что ребенок несколько ослаблен. Например, у него нормальный пульс и дыхание, а вот ручки и ножки синюшны, при этом могут быть ослаблены движения. Часто через пару минут баллы повышаются, что свидетельствует о нормальной адаптации организма к новым условиям.
  • 4/5 или 5/6 – это среднее состояние, чуть ниже удовлетворительного. Ребенку не нужны дополнительные меры, однако за такими детьми наблюдают в течение недели.
  • 4/4 или 3/4 – относительно низкий показатель, который имеет важное значение примерно к третьему осмотру ребенка. Если постепенно оценка повышается, значит с малышом все в порядке.
  • 2/3 или 1/3 – критический показатель, указывающий на необходимость реанимационных мероприятий.
  • 0/1 – крайне низкая оценка. Такому ребенку срочно необходима реанимация и комплексное детальное обследование у нескольких специалистов.
Критерий 0 баллов 1 балл 2 балла
Сердцебиение Нет Менее 100 уд/мин Более 100 уд/мин
Дыхание Нет Слабые дыхание и крик, нерегулярное Громкий крик, хорошее дыхание
Тонус мышц Нет Ручки и ножки согнуты, движения нерегулярные Активные движения
Рефлексы Нет реакции на раздражение стоп Ребенок немного гримасничает и двигается Малыш кричит, гримасничает, чихает, кашляет, всячески двигается
Цвет кожи Голубая или белая Розовая кожа с синюшними ручками и ножками Кожные покровы розового цвета

Оценку состояния жизненных показателей по шкале Апгар проводит врач, чаще всего результат позволяет определить степень гипоксии плода. Процедура должна проходить достаточно быстро, т. к. при значительных отклонениях от нормы требуется оказание первой помощи, промедление в критической ситуации может стоить жизни малыша.

Дыхание

В норме частота дыхания у новорожденного от 40 до 45 в мин., слышен громкий плач. Оценка снижается, если оно неровное или медленное, вместо крика наблюдается дрожание голоса. Малышу дается кислород с помощью специальной установки. Критическая ситуация характеризуется отсутствием дыхания и требует безотлагательных мер по его восстановлению, подключения к аппарату ИВЛ.

Сразу после прохождения через родовые пути сердцебиение должно быть учащенным из-за большой нагрузки на организм младенца.

Максимальная оценка дается, если ЧСС составляет более 100 уд/мин, чаще всего – от 130 до 140.

При ограниченном получении кислорода дыхание замедляется, сердцебиение становится реже, до 100 уд/мин, выставляется 1 балл. Нулевая оценка отражается при отсутствии сердечных сокращений.

Тонус мышц

Обычно у новорожденных детей повышен мышечный тонус. Во время внутриутробного развития плод расположен в одной позе. После рождения он чувствует свободу, начинает хаотично совершать резкие движения, что является признаком хорошего мышечного тонуса. Может наблюдаться сгруппированность с плотным прижатием конечностей к туловищу, как в утробе матери.

1 балл ставится, если малыш держит ручки и ножки согнутыми, изредка совершая слабые движения, либо почти не оказывает сопротивление при попытке врача разогнуть конечности. При нулевой активности баллы не насчитываются.

Рефлексы

Безусловные рефлексы должны срабатывать сразу после рождения, выражаются в крике и первом вдохе и означают высокую оценку. Если они проявляются спустя некоторое время или в результате оказания медицинской помощи, к общей сумме прибавляют 1 балл. Нулевой показатель выставляется при полном отсутствии рефлексов.

Цвет кожи

В норме кожа новорожденного должна быть различных оттенков розового цвета, что подтверждает нормальную работу кровообращения. Чаще он наблюдается у детей, извлеченных в результате кесарева сечения, т. к.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок сангвиник что нужно для воспитания неугомонного весельчака

они не подвергаются риску гипоксии, возможном во время прохождения через родовые пути. Оценка снижается при незначительной синюшности ладоней, ступней, слизистой в ротовой полости, губ.

Таблица со шкалой Апгар норма и расшифровка результатов оценки новорожденного ребенка

Не начисляются баллы в случае синюшного, бледно-голубого окраса значительной части кожных покровов.

Оценочная таблица

Характеристику жизненно важных показателей дают на основе данных, которые содержит таблица.

1 2
Цвет кожи Большая часть кожи бледная, синюшная Основная часть кожи розовая, есть синюшность конечностей Все тело розового цвета
Сердечные сокращения Отсутствуют До 100 уд/мин Выше 100 уд/мин
Нет реакции при введении катетера в носовые ходы При введении катетера в носовые ходы реакция выражена слабо Яркая реакция при введении катетера в носовые ходы – чихание, движения, кашель
Мышечная активность Тонус не наблюдается, конечности свободно свисают Тонус слабый, но есть не сильно выраженное сгибание рук, ног Наблюдается хорошая двигательная активность
Дыхание Не наблюдается Прерывистое, сочетается со слабым криком Нормальное, сочетается с громким криком

Все критерии оценивают, полученные баллы суммируют, результаты определяют последующие действия врачей.

Максимально возможная оценка равняется 10, но ставится довольно редко (у 10-15% новорожденных).

Такой показатель считается идеальным, в отечественной практике встречается очень редко (в силу менталитета, уровня здравоохранения). Зарубежные специалисты чаще указывают максимальные баллы.

Причины для снижения оценки есть даже у абсолютно здоровых детей (синюшный цвет кожи на стопах и кистях).

Экспресс-метод направлен на диагностику текущего состояния организма, помогает определить, нужна ли неотложная медицинская помощь.

Возможные показатели и их значение:

  • 0-3, 3-3 – критическое состояние тяжелой асфиксии, требуются неотложные меры по реанимации.
  • 4-5 – нужно пристально наблюдать за динамикой показателей жизнеобеспечения. Цифры свидетельствует о средней степени асфиксии.
  • 6-7 – легкая степень асфиксии, не представляет угрозы для жизни ребенка.
  • 7-7, 7-8 – средний уровень состояния, не требует тщательного наблюдения.
  • 8-8 – состояние здоровья выше среднего, все показатели проявлены, некоторые выражены слабо, но не критичны.
  • 8-9, 9-10 – так оценивается хорошее состояние, основные системы и рефлексы новорождённого работают слаженно.

Если первая оценка низкая, врачи предпринимают меры для нормализации показателей. Если на пятой минуте жизни она не повысилась хотя бы до 7 баллов, наблюдение продолжают до достижения данного уровня. Обычно изменения фиксируют в течение четверти часа.

Вирджиния Апгар и ее шкала

Таблица со шкалой Апгар норма и расшифровка результатов оценки новорожденного ребенка

В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли.

Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.

В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога.

После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.

Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.

Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.

Расшифровка суммарной оценки

0-2 Критическое состояние. Необходима срочная реанимация. При оценке в 0 баллов ребенок считается мертворожденным, но если есть хотя бы 1 балл, врачи принимают меры по реанимации младенца.

3-4 Требуется контроль состояния со стороны врачей. Такой балл часто встречается среди недоношенных детей. В этом случае могут оценить состояние ребенка по шкале и на 10-й минуте.

5-6 Удовлетворительное состояние. Однако, требуется пристальное внимание со стороны медперсонала и тщательные наблюдения в течение первой недели жизни младенца.

7-9 Хорошее состояние.

10 Идеальное состояние. Такой балл встречается крайне редко.

В книге Марты и Уильяма Сирс «Ваш малыш от рождения до двух лет» говорится о том, что ребенок, получивший 9 баллов, не обязательно здоровее ребенка, получившего 8 баллов. Эта шкала создана для медсестер, для понимания, какому ребенку нужно больше уделить внимания.

Приведу примеры:

  • на первой минуте новорожденный получил 5 баллов, состоянию его здоровья будет уделено больше внимания, чем ребенку, получившему 7 баллов;
  • на первой минуте младенцу ставят 5 баллов, на пятой минуте 8-9 баллов. Такого малыша относят к здоровым детям;
  • если ребенок получил 5 баллов на первой и 5 баллов на пятой минуте, ему окажут более пристальное внимание, возможно даже поместят в отдельную палату.

После внимательного анализа показатели суммируют. Оценку новорожденного по шкале Апгар записывается с помощью дроби, к примеру, 8/9 означает, что первая оценка у ребенка 8 баллов, а 9 – полученная через несколько минут при повторном осмотре.

0, 1, 2 Это самые критические показатели. Младенцу необходимо в срочном порядке провести реанимацию, чтобы стабилизировать состояние. В дальнейшем такой ребенок обследуется всеми специалистами для постановки диагноза и назначения соответствующего лечения.
3 или 4 Удовлетворительная оценка. Часто эти баллы ставят недоношенным деткам. За таким ребенком требуется пристальное наблюдение.
5 или 6 Средний показатель, указывающий на некоторые отклонения в состоянии малыша. Ребенку требуется повышенное внимание и уход.
7, 8, 9 Это оптимальные показатели.
10 Максимальный результат из возможных. В нашей стране доктора не ставят максимальный балл, а вот иностранные коллеги именно так оценивают здоровых малышей.
Предлагаем ознакомиться:  Можно ли беременным чай с мятой? Чай с мятой: польза и вред

Таблица со шкалой Апгар норма и расшифровка результатов оценки новорожденного ребенка

10 баллов – редкая оценка, и вот почему:

  • Для налаживания полноценной работы кровеносной системе требуется несколько минут. До этого момента у ребенка могут сохраняться синеватые кожные покровы.
  • Иногда ребенок не слишком-то и кричит, а пытается изучать новую обстановку.
  • Баллы при рождении ребенка ставятся субъективно и зависят не только от состояния малыша, но и от профессионализма врача, а также умения правильно оценить ситуацию.
  • Оценка не указывает на дальнейшее физическое развитие и интеллект новорожденного. Вы можете удостовериться в этом, ознакомившись с календарем развития ребенка, в котором подробно описаны ежемесячные изменения физической и умственной активности соответственно возрасту малыша.
  • Этой оценкой интересуются педиатры и другие детские специалисты в первые годы жизни ребенка.

Эти оценки помогают всем врачам на первом году жизни малыша

  • А – Activity: это показатель физической активности новорожденного и тонуса его мышц. Так, чем ритмичнее и четче движения грудничка, тем выше оценка по этому параметру.
  • P – Pulse: частота сердцебиения новорожденного. Если пульс более 100 ударов в минуту, ребенок получит 2 балла в свою копилку, если менее 100 – 1 балл, если сердцебиения нет совсем, выставляется оценка 1.
  • G – Grimace: критерий наличия безусловных рефлексов у новорожденного. Оценка 2 выставляется за отличную реакцию малыша на внешнее раздражение. Так, например, при щекотании его по стопам, он должен моментально поджимать ножки. 0 баллов получают дети, не реагирующие на раздражители.
  • A – Appearance: оценивается цвет кожных покровов малыша. По общепринятым нормам цвет кожи новорожденного от бледно- до ярко-розового. За такой цвет ребенок получит 2 балла. При небольшой синюшности врач даст оценку 1, а если кожа скорее синяя, то 0.
  • R – Respiration: дыхание новорожденного ребенка. В норме он должен закричать громко и сразу после рождения, если так и происходит, малышу выставляют 2 балла, если крик слабый, а дыхание неровное – 1. При отсутствии дыхания и крика малышу дают 0 баллов.

Таким образом, новорожденный ребенок может получить максимальное количество баллов – 10 (5 критериев по 2 балла максимум за каждый), минимальное – 0.

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар

  1. Цвет кожи. Врач осматривает кожные покровы новорожденного, особое внимание уделяя таким зонам, как ладони, ступни, губы, полость рта. Наивысшему баллу соответствует градация цвета от розоватого до красноватого. В 1 балл оценивается синеватый оттенок кожи, наименьшую оценку врач ставит ребенку, у которого бледная или синюшная кожа.
  2. Сердечный ритм. Для определения минутной частоты пульса количество ударов, которые делает сердце младенца в течение 6 секунд, умножается на 10. Нормой у новорожденных считается от 120 до 140 ударов в минуту. Если частота сокращений сердечка крохи превышает 100 ударов в минуту, он получает наивысший балл по шкале Апгар, если не превышает – средний балл. Отсутствие сердцебиения или эпизодическая пульсация соответствует самой низшей оценке.
  3. Таблица со шкалой Апгар норма и расшифровка результатов оценки новорожденного ребенкаРефлекторная деятельность. В процессе оценки особое внимание уделяется первому крику и вздоху. Если новорожденный после родов пронзительно кричит, чихает и кашляет – это лучший результат, если почти не реагирует на внешние раздражители – средняя оценка. Отсутствие у ребенка какой-либо реакции соответствует 0 баллам.
  4. Тонус мышц. Здоровый младенец после рождения активно двигает всеми частями тела. Если ручки и ножки крохи обездвижены, это означает, что он родился с какими-либо отклонениями.
  5. Дыхание. Здоровый ребенок при появлении на свет делает от 40 до 45 вдохов и выдохов в течение 1 минуты. При этом в норме малыш пронзительно кричит. Отсутствие дыхательной деятельности у только что родившихся детей соответствует 0 баллам по шкале Апгар.
Количество баллов по шкале Апгар Расшифровка
0-2 баллов (0/2 1/2 2/2) Такой малыш требует немедленного врачебного вмешательства, его жизнь находится под угрозой
2-3 балла (2/3 3/3) Состояние критическое. Такой малыш, скорее всего, будет отправлен в реанимацию.
4-6 баллов (4/5 5/6 6/6) Состояние ниже среднего. Такому новорожденному нужно пристальное внимание специалистов в течение первой недели жизни.
5-7 баллов (5/7 6/7 7/8) Среднее состояние. Это достаточно слабый ребенок, но жизни ничего не угрожает, и необходим тщательный уход в роддоме.
8 баллов (8/8) Нормальное состояние, выше среднего. Малыш хорошо себя чувствует, у него не наблюдается проблем со здоровьем.
9-10 баллов (8/9 9/9 9/10) Отличное состояние ребенка. У персонала нет необходимости пристально за ним наблюдать.
10/10 Идеальный новорожденный. Такая оценка выставляется крайне редко, но все же такие случаи бывают.

Примечателен тот факт, что дети, появившиеся путем кесарева сечения обычно имеют более высокие оценки по шкале Апгар. Связано это с тем, что ребенку не приходится преодолевать тяжелейший путь сквозь родовые пути, а значит, он получает минимальные травмы при родах.

Можно смело утверждать, что мамам, чьи детки при рождении получили более 6 баллов, волноваться совершенно не о чем.

Возможно, придется сдать дополнительные анализы и посетить больше врачей в первый год жизни, но это не повод для беспокойства.

Главное, сохранять уравновешенное состояние, которое скажется на здоровье малыша и наличии молока у мамочки.

Шкала используется для определения «самочувствия» новорожденных вскоре после рождения и последующих минут его жизни — на первой и пятой минуте. Метод измерения введен в 1952 году американским врачом Вирджинией Апгар. Название шкалы Апгар состоит из букв ее фамилии, которые также выступают в качестве расшифровки:

  • Appearance — цвет кожных покровов.
  • Pulse (Heart Rate) — частота сердечных сокращений.
  • Grimace (Response to Stimulation) — гримаса, возникающая в ответ на раздражение.
  • Activity (Muscle Tone) — активность движений, мышечный тонус.
  • Respiration — дыхательные движения.
  1. Другой вариант распространенный в английском языке трактуется как «How Ready Is This Child», что в переводе означает «насколько готов этот ребенок»:
  2. Heart rate — частота сердечных сокращений.
  3. Respiratory effort — дыхание.
  4. Irritability — рефлексы и раздражительность.
  5. Tone — мышечный тонус.
  6. Color — цвет кожи.
Предлагаем ознакомиться:  Пилоростеноз у новорожденных детей

В нашей стране название шкалы Апгар соответствует фамилии ее создателя. Вычисление производится на основе полученных рефлексов, баллы ставятся от 0 до 10. Как правило, в истории ребенка это две цифры, например 7/8 или 8/8.

Первая цифра это оценка состояния на первой минуте после рождения, вторая цифра — на пятой минуте.

Оценка состояния по шкале Апгар с цифрами 7/8 указывает, что новорожденный набрал 7 баллов сразу после рождения, а через пять минут его самочувствие улучшилось, и он получил 8 баллов.

Таблица со шкалой Апгар норма и расшифровка результатов оценки новорожденного ребенка

Другой вариант 8/7 показывает, что самочувствие на пятой минуте ухудшилось, такой новорожденный, по мнению врачей, нуждается в особом внимании.

В этой ситуации проверку выполняют повторно через несколько минут, чтобы убедиться, что показатель не продолжает уменьшаться.

  • 10-9 — новорожденный в норме
  • 8-7 — устал после родов
  • 6-4 — асфиксия средней тяжести
  • 3-0 — тяжелая асфиксия
  • Ребенок, который получил 7 и более считается здоровым.

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар не всегда субъективна. Представьте, что в палате №1 новорожденный получил восемь, а в палате №2 шесть баллов. Первый результат считается хорошим, а показатель второго ребенка может взволновать любого родителя.

Тем не менее, это не означает, что он будет отставать в развитии, просто специалисты окажут более тщательное наблюдение, а затем, выпишут витамины или препараты на основе оценки состояния в день выписки. Очень важно понимание ситуации — не редко низкие результаты дают недоношенные детки, также они понижены, если новорожденный кричит недостаточно громко или плохо реагирует на раздражители.

Возможно, малыш просто устал, и у него нет сил для желаемых от него действий, кроха даже не знает, что он что-то должен этим людям.

Другая ситуация — ниже 6 баллов. Низкая оценка состояния может быть следствием различных осложнений беременности и родов. Когда цифры не меняются на пятой и на десятой минуте, врачи проводят дополнительные исследования на наличие инфекций и врожденных патологий. Получив результат, специалисты определяют дальнейшие действия.

Важно понимать, что оценка состояния не является прогнозом дальнейшего развития в эмоциональном, интеллектуальном или физическом плане.

Однако, чтобы избежать опасений родителям стоит поинтересоваться результатом обследований в роддоме, соответствуют ли они норме или есть небольшие отклонения.

Вирджиния Апгар предложила отличный метод оценки малышей

Что касается высшего результата, то 10 баллов ставят в редких исключениях, так как даже самые здоровые дети адаптируются к новым условиям находясь в сильном стрессе.

Наблюдение в динамике: на 5-й и 10-й минуте жизни

Дополнительный контроль основных критериев, которые находятся в основе данной системы, проводится в том случае, если первые две проверки показали результаты 6 и 7 или 7 и 7 соответственно. Данная ситуация считается неоднозначной и требует осуществления наблюдения за ребенком в динамике. Для этого врач каждые 5 минут проверяет сердечную, дыхательную и рефлекторную функцию младенца, а также оценивает тонус мышц и осматривает кожные покровы.

Подсчет баллов по Шкале Апгар

Новорожденного младенца осматривают и присваивают 0, 1 или 2 балла по каждому из признаков. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл — выражен слабо, 0 баллов — признак отсутствует. При самом лучшем стечении обстоятельств общий счет баллов равен 10.

Состояние детей, которые набирают результат от 7 до 10 баллов, считается хорошим или превосходным, и им обычно требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленная реанимация для спасения жизни необходима тем, чей результат ниже 4.

Если младенца на первой минуте жизни оценивают на 4–6 баллов, ему более тщательно прочищают дыхательные пути, помещают под лампу с лучистым теплом для дополнительного согревания, обеспечивают дополнительную подачу кислорода.

Объективная субъективность

В принципе, данная оценка, несмотря на то, что выставляется она по довольно объективным показателям, является весьма субъективной для прогноза будущего состояния организма ребенка. Однозначно сказать, что малыш, которому поставили 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов, нельзя.

Это означает только то, что в первом случае новорожденный нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, младенец мог закричать не слишком громко или иметь признаки цианоза (синюшности кожи).

Баллы Результат
10-7 Оптимально, норма
5-6 Легкие отклонения в состоянии здоровья
3-4 Средние отклонения в состоянии здоровья
0-2 Сильные отклонения в состоянии здоровья

Низкая оценка по данной шкале может быть связана как с одномоментной ситуацией при рождении (острой гипоксией или асфиксией), так и с хроническим состоянием младенца (хронической гипоксией), а также его общей физиологической незрелостью (например, в случае недоношенности).

Наиболее частой причиной низкой оценки по шкале Апгар становится именно гипоксия — патологическое состояние, связанное с кислородной недостаточностью ребенка во время беременности и в родах. Реже при низкой оценке по шкале Апгар у ребенка выявляются признаки физиологической незрелости: вялость, пассивность, сниженный мышечный тонус, подозрительное спокойствие малыша, который не реагирует на грязный подгузник, подолгу спит и редко требует есть.

Шкалу, названную впоследствии по фамилии составившего ее врача, Вирджиния Апгар разработала для медсестер, чтобы те могли быстро определить, какому малышу следует оказывать повышенное внимание.

При низкой оценке по шкале Апгар на 1-й минуте жизни малыша крайне важна положительная динамика — прибавка 2 и более баллов к 5-й минуте жизни. В этом случае с большой долей вероятности можно говорить о благоприятном прогнозе. Ребенок с низкой оценкой требует особого внимания врачей не только в родильном доме: возможно, ему потребуется определенное лечение и последующее медицинское наблюдение у участкового педиатра.

https://www.youtube.com/watch?v=YYoPXZ65d18

Оценка по шкале Апгар — и низкая и высокая — это не диагноз, не приговор и не печать брака или знак качества на ребенке. Это — сигнал для акушера и неонатолога об объеме проводимых мероприятий в родовом зале и необходимости реанимации. После этого проводятся дополнительные обследования: клинические анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ-диагностика, нейросонография — и разрабатывается план последующего медицинского наблюдения, лечения и реабилитации.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector